Выйти за границы: Предпринимателям Приангарья помогают наладить экспорт

Расширить производство, освоить новые рынки сбыта, увеличить доход и снизить риски – выход на экспорт становится новым этапом в развитии любой компании. И не всегда непростым. Как выбрать страну для экспорта, где искать бизнес-партнеров, как продвигать продукцию  на зарубежном рынке? В решении этих вопросов предпринимателям в Иркутской области помогает Центр поддержки экспорта.

Он был создан в апреле прошлого года. На сегодня в России работает уже 79 подобных региональных учреждений, а к концу 2021 года такие центры должны открыться в каждом регионе.

– Главная задача – помогать малому и среднему бизнесу региона выходить на зарубежные рынки. При этом мы ориентируемся именно на несырьевой экспорт, – говорит директор фонда «Центр поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Иркутской области» Наталья Давыдова. – Центр помогает и уже давно работающим экспортерам, и начинающим компаниям, которые только задумываются о возможном расширении рынка сбыта. Центр является структурным подразделением фонда, кроме того, он сотрудничает с Российским экспортным центром и с Министерством экономического развития РФ.

За 2019 год в центр поступило более 200 обращений предпринимателей. С начала года уже 29 контрагентам удалось выйти на зарубежные рынки, за этот период они заключили 36 контрактов. Общая сумма контактов составила около 2,5 млн долларов, или 162 млн рублей.

География экспортных отношений на сегодня уже достаточно обширна, говорит руководитель центра Антон Шин. Благодаря поддержке центра предприятия из Иркутской области экспортируют свои товары и услуги в Монголию (по оценке экспертов, монгольские партнеры очень заинтересованы в сотрудничестве), Китай, Казахстан, Узбекистан, Белоруссию. Также активно развиваются отношения с Вьетнамом, начались поставки в Пакистан, Германию, ведутся переговоры с партнерами в Индии, которые также проявляют высокий интерес к товарам из Приангарья.

Предприятия, которым центр помогает развивать экспортное направление, также достаточно разнообразны. Каких-то акцентов на отдельных отраслях нет, отмечает Антон Шин. Центр работает с предприятиями пищевой промышленности, компаниями, выпускающими биологически активные добавки, горными и металлургическими предприятиями, химической и лесоперерабатывающей промышленностью, туристическими компаниями.

– Наверное, около 60% деятельности центра – это выставки. На 2019 год в нашем календаре запланировано 19 выставок, в том числе 15 мероприятий за пределами России, – рассказывает Антон Шин. – Так, в конце октября состоится выставка в Японии, поедет делегация из пяти предпринимателей. В ноябре планируется выставка для предприятий металлургической промышленности в Узбекистане.

Для предпринимателей, желающих выйти на экспорт, участие в выставках очень эффективно, отмечает руководитель. Здесь можно оценить рынок, пообщаться с покупателями, показать свой товар и при возможности заключить контракт. При этом выставочные расходы и хлопоты – регистрационный взнос, организация стенда, переводчики и многое другое – берет на себя центр.

Также центр организует так называемые бизнес-миссии: специалисты заранее подбирают предприятиям бизнес-партнеров за рубежом, и представители компании приезжают на встречу. Такой подход очень продуктивен. Так, в конце октября еще одна такая бизнес-миссия поедет в Казахстан, в ней участвуют: компания, занимающаяся спортивным питанием, предприятие, выпускающее БАДы, и химическая компания. При этом сами предприниматели оплачивают только перелет, проживание и питание. Трансфер, аренда зала и оборудования, организация встреч – это расходы центра. Также есть еще реверсные бизнес-миссии: в этом случае иностранные партнеры, заинтересованные в наших товарах, сами приезжают в область для обсуждения и подписания контракта.

Еще одно важное направление работы – содействие предприятиям в размещении на электронных площадках.

Сегодня продажа через интернет-каналы развивается очень активно, – отмечает Антон Шин. – Торговых площадок сейчас достаточно много: Amazon, eBay, Alibaba.com, есть и специализированные, например, для лесных компаний. Перспективы этого направления довольно велики, ведь онлайн-торговля – это возможность предлагать свой товар всему миру. К примеру, платформа Europages фиксирует до 4 млн посещений в месяц. Предпринимателям, ориентированным на экспорт, стоит использовать такие ресурсы. Но выйти на них самостоятельно предприятиям не всегда просто. Центр помогает компаниям с продвижением, берет на себя расходы по размещению на площадке.

Также центр может организовать маркетинговые исследования за рубежом, помочь в проведении сертификации продукции. Еще один важный момент – вопросы интеллектуальной собственности. Если выходить на зарубежных покупателей без защиты своего продукта от копирования, то можно быстро потерять доступ к этому рынку, предупреждают эксперты. Поэтому регистрация товарного знака для использования его за пределами страны начинающим экспортерам необходима, специалисты центра также в этом помогут. Кроме того, центр оказывает услуги перевода.

Бывает, что компания давно занимается экспортной деятельностью, но у нее даже нет своего сайта. Мы можем с нуля создать сайт на любом языке, также можно перевести уже имеющийся русскоязычный сайт.

При этом большая часть предлагаемых услуг для предпринимателей бесплатна. Только при создании сайта, маркетинговых исследованиях и регистрации товарного знака предусмотрено софинансирование.

Для начинающих экспортеров специалисты центра проводят обучающие тренинги по программе Российского экспортного центра. На них можно узнать, как выбрать страну для экспорта, каковы особенности коммуникации с иностранными партнерами, правовые моменты, таможенные вопросы, маркетинг и многое другое. Такая информация будет полезна и опытным компаниям тоже. Учеба проходит в онлайн-режиме, также есть и выездные тренинги.

Чтобы обратиться в центр, предпринимателю нужно на сайте организации (export38.ru ) заполнить анкету о своей компании. Чтобы выходить на экспорт, срок работы на рынке не так важен, как потенциал, отмечает Антон Шин.

– Мы сотрудничаем и с новичками, и с теми, кто уже поработал на рынке, главное, если предприятие понимает свою клиентскую базу и готово расширяться. Безусловно, обращаем внимание и на финансовые показатели, ведь экспорт и увеличение производства требуют дополнительных вложений, – поясняет руководитель. – Преимущество экспорта очевидно – это дополнительная прибыль, дополнительные клиенты, для предприятия это своего рода подушка безопасности, если на нашем рынке будет нестабильность, то есть клиентская база за рубежом. Экспортом может заниматься даже начинающая компания, особенно в условиях развития интернета. Ну а наши специалисты в этом помогут.

На правах рекламы