Кузница будущих инженеров

На Байкальском международном салоне образования уникальный опыт педагогов Бодайбинского района был представлен на четырех площадках, в том числе по развитию личности ребенка инженерно-технической направленности от дошкольного до среднего образования, через реализацию муниципального проекта «Успех каждого ребенка» и сетевого проекта «Школа без границ». С помощью дополнительного образования им удается не только раскрыть творческий потенциал подрастающего поколения, но и способствовать его социальной адаптации, а также выбору будущей профессии. В интервью газете «Областная» начальник Управления образования администрации Бодайбо и района Светлана Наумова рассказала о достижениях и успехах.

 

– Светлана Евгеньевна, школы Бодайбинского района находятся достаточно далеко от Иркутска. Как вам удается обеспечить доступ к современному образованию, чтобы выпускники ваших школ были конкурентоспособны при поступлении в вузы?

– На территории нашего района работает 21 образовательное учреждение, в их числе девять школ, девять детских садов и три учреждения дополнительного образования. Действительно, несмотря на удаленность от областного центра, нам удается выполнять поставленные правительством страны задачи по обеспечению детей качественным образованием. Мы движемся в правильном направлении. Задолго до появления национального проекта «Образование» нами был подготовлен муниципальный проект «Синергетическая модель системы образования Бодайбинского района», в котором нам удалось отразить педагогическую модель развития системы образования района. Впоследствии оказалось, что выбранные нами направления совпали с федеральным курсом. Это касается и перехода на новые технологии, и развития инженерного направления, и интеграции дополнительного образования в систему общего образования для воспитания подрастающего поколения.

Чтобы наши выпускники могли поступить в вузы, на протяжении последних шести лет нами организовано сотрудничество с преподавателями иркутских вузов. Школьники могут напрямую получить консультации по подготовке к сдаче государственной итоговой аттестации. Такая практика дает хорошие результаты: в районе средний балл по ЕГЭ у нас на уровне или выше средних показателей по области.

 

– На БМСО вы рассказали о развитии дополнительного образования. Почему это направление в приоритете?

– Дополнительное образование направлено на развитие творческих способностей, формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени школьников. Посещая кружки, секции, студии, ребенок постоянно находится в социуме. Он не только осваивает определенные знания и умения, но также обучается ключевым навыкам общения, способности быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, а также учится интегрировать полученные навыки в различных сферах деятельности. Интеграция общего и дополнительного образования дает возможности внедрения инновационных подходов к обучению.

 

– Можете привести конкретные примеры удачного опыта интеграции дополнительного образования?

– Охват дополнительным образованием детей в районе составляет 83%. Каждое наше учреждение привлекательно для учащихся. Наиболее инновационное в последние годы – это Станция юных натуралистов, которая достигла 35-летнего рубежа. Как показал опыт международного салона образования, мы одни из немногих, кто сумел сохранить это направление. Благодаря помощи и поддержке регионального министерства образования нам удается держать на хорошем уровне материальную базу. За счет средств областного бюджета было приобретено эколого-биологическое оборудование: лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по биологии и экологии (ЛКБЭ), биологические микролаборатории, ранцевая полевая лаборатория исследования водоемов НКВ-Р, «Пчелка-У/био», мини-экспресс-лаборатория для учебных биологических и экологических исследований, микроскопы с цифровыми камерами. Такой арсенал позволяет школьникам выезжать в экспедиции или походы, в полевых условиях делать анализы воды, почвы, воздуха. Это помогает развивать исследовательские навыки. Например, в прошлом году юные натуралисты проводили анализ состояния воды в притоках реки Витим. Полученные результаты они отправили руководству золотодобывающего предприятия, чтобы были приняты меры по снижению вреда окружающей среде.

Кроме того, ребята делятся полученным опытом с учениками из поселковых школ. По принципу наставничества ребенок учит ребенка пользоваться лабораторным оборудованием, объясняет технологию анализа и исследования. Обучающие встречи прошли в поселках Мамакан, Артемовском, Балахнинском.

Детский оздоровительно-образовательный центр Бодайбо и района формирует культуру здорового образа жизни. На стадионе дети могут сдавать нормы ГТО, играть в большой теннис, волейбол, баскетбол и футбол, а зимой катаются на коньках, играют в хоккей и участвуют в лыжных гонках. У наших школьников есть возможность заниматься плаванием, пауэрлифтингом и полиатлоном. Многие ребята – призеры муниципальных и областных соревнований.

В Доме детского творчества создана прекрасная база для занятий танцами, пением, декоративно-прикладным искусством. Педагоги и воспитанники принимают активное участие в проведении городских мероприятий, различных праздников.

Отмечу, что услуги дополнительного образования доступны жителям не только города, но и отдаленных территорий. В поселках открыты филиалы Станции юных натуралистов, Дома детского творчества и Детского оздоровительно-образовательного центра.

 

– Сегодня стране нужны инженеры, на рынке труда не хватает рабочих кадров. Чем мотивируете школьников, чтобы они выбирали технические профессии?

– Решение задачи престижа инженерных профессий на муниципальном уровне реализуется через проект «Робототехника», охватывающий уровни дошкольного, основного и дополнительного образования, позволяющий приобщить детей к научно-техническому творчеству, развивать творческие способности, формировать предпосылки основ инженерного мышления. Для реализации данной задачи необходима современная материально-техническая база. За последние годы из бюджета муниципального образования на развитие материально-технической базы было направлено более 2 млн рублей, на подготовку кадров – около 500 тыс. рублей.

Реализация проекта «Билет в будущее» позволяет школьникам построить индивидуальную траекторию для профессионального самоопределения. При реализации данного проекта мы не только используем материально-техническую базу наших учреждений. С достижениями технического прогресса дети знакомятся во время экскурсий в ремонтно-эксплуатационных мастерских, в кондитерском цехе, им показывают современное оборудование сотрудники Аэроконтроля. Живое общение и наглядная демонстрация оборудования способствуют осознанному выбору будущей профессии.

Более того, нам удалось сохранить межшкольный учебно-курсовой комбинат. Здесь дети получают профессиональное образование: профессию повара, делопроизводителя, водителя, автослесаря. По итогам аттестации им выдают документ, подтверждающий их практические навыки.

 

– Дефицит кадров – головная боль для всех руководителей системы образования. Как вы решаете эту проблему?

– У нас действуют различные меры поддержки для молодых специалистов. Администрация города и района выплачивает подъемные. В течение трех лет предусмотрена денежная выплата для педагогов с высшим образованием – по 150 тыс. рублей в год, со средне-специальным образованием – 75 тыс. рублей в год. Кроме того, из местного бюджета в течение трех лет дополнительно к заработной плате ежемесячно выплачивается по 5 тыс. рублей. Педагогу предоставляется ведомственное жилье или компенсируются расходы по его аренде. Также мы помогаем выпускникам колледжей, которые хотят получить высшее образование. Муниципалитет компенсирует 50% стоимости обучения в высших учебных заведениях педагогической направленности.

 

– Национальным проектом «Образование» предусмотрено открытие центров «Точка роста». Где и когда они появятся в Бодайбинском районе?

– Первая «Точка роста» откроется в 2020 году на базе СОШ № 1. Этот проект нам помогает реализовать АО «Полюс Вернинское». За счет средств федерального и областного бюджетов будет закуплена оргтехника, квадрокоптеры, наборы по робототехнике, шахматы. Расходы по ремонту в кабинетах возьмет на себя муниципалитет, а мебель, столы и стулья приобретет золотодобывающее предприятие. В 2021 году «Точка роста» появится в СОШ № 3 и Мамаканской СОШ. Дальше по плану в 2022 году центры «Точка роста» станут доступны для школьников отдаленных поселков Кропоткин, Артемовский и Перевоз.