Проверка спортзалов и жилья для сирот

На своем первом заседании в новом парламентском сезоне комиссия по контрольной деятельности под председательством Тимура Сагдеева продолжила рассмотрение использования бюджетных средств по материалам проверок областной Контрольно-счетной палатой.

 

Проектируют одно – строят другое

Два месяца назад аудиторы КСП проанализировали эффективность использования бюджетных субсидий, выделенных муниципальным образованиям в 2018 году на капитальный ремонт спортивных сооружений. Всего на эти цели было предусмотрено 66,5 млн рублей, а использовано лишь 58,6 млн.

В области достаточно много объектов физкультуры и спорта, нуждающихся в капремонте. Очередность устанавливается с помощью рейтинга, который основывается на ряде показателей. Одним из них, например, является численность населения, занимающегося физкультурой и спортом. Понятно, чем выше спортивный дух в городе или районе, тем легче получить финансирование.

Как выяснили аудиторы, ни один из проверяемых муниципалитетов не избежал желания приукрасить картину. Особенно отличилось в этом отношении Усолье-Сибирское, завысив этот показатель в три раза. В городе, согласно первичным документам, насчитывается всего лишь 4,5 тыс. поклонников спорта, а в отчете эта цифра возросла до 13 тыс. Не отстает в укрупнении спортивных рядов и Саянск. Вместо реальных 6,5 тыс. человек в отчетах фигурирует 9 тыс.

Аудиторы обратили внимание еще на один момент, ставящий под сомнение объективность рейтинга. В его основе должны лежать акты обследования, которые позволяют оценить необходимость капремонта, определить объемы и виды строительных работ. Вместо актов представлялись технические отчеты, составленные еще пять-шесть лет назад. Они не дают представления о реальном положении вещей, а значит, не соответствуют критериям отбора. Уже в ходе проверки минспорта в срочном порядке пересмотрело рейтинг, который был составлен на 2020 год.

Одно из распространенных нарушений, выявленных при проверке объектов, – расхождения между актами выполненных работ и фактически исполненными. Разница весьма существенная – 3,7 млн рублей. Это итог приписок и отсутствия надлежащего стройконтроля.

На ремонт детской юношеской спортивной школы в Усолье-Сибирском было потрачено более 10 млн рублей. Работы выполнены в срок. Могли бы и не спешить. Девять месяцев после этого здание не использовалось по назначению из-за отсутствия лицензии на образовательную деятельность. Выяснилось, что при разработке проектной документации забыли предусмотреть меры противопожарной безопасности: провести защитную пропитку крыши и установить противопожарные двери. Но, может быть, хорошо, что случилась заминка с лицензией. Едва строители покинули «отремонтированную» спортшколу, как в ней промерзли окна, отказала вентиляция и стала отваливаться штукатурка. Вся зима ушла на вторичный ремонт.

Весьма произвольно трактовали проектную документацию и в Ангарске при ремонте лыжной базы олимпийского резерва «Сибиряк». Вместо того, чтобы оштукатурить и покрасить стены, а цоколь облицевать керамогранитом, их обтянули металлическим сайдингом. В Саянске при ремонте Дома спорта вместо витражей из алюминиевого профиля поставили пластиковые окна. И такие отступления от проектов сплошь и рядом. По мнению аудитора Ольги Ризман, когда муниципалитеты идут на поводу у строителей, а для победителей аукционов изменяются условия контракта, это снижает конкурентную борьбу между участниками торгов.

– Я за год работы в нашей комиссии по контрольной деятельности, – отметил депутат Евгений Сарсенбаев, – не сталкивался с таким обилием нарушений. Прокуратуре необходимо тщательно разобраться со всеми случаями нецелевого использования бюджетных средств.

 

Нуждаются в квартирах

Проверке КСП совместно со Счетной палатой РФ подверглась и государственная программа «Социальная поддержка населения», реализуемая за последние три года. Ее финансирование осуществляется в следующей пропорции: 89,6% денежных средств поступает из областного бюджета и 10,4% – из федерального. В 2017 году расходы областного бюджета на социальную поддержку составили 18,7 млрд рублей, в 2018 году – 20,5 млрд, а на текущий год запланировано 22,2 млрд рублей. Основная доля в общем объеме бюджетных ассигнований направлена на социальное обеспечение и иные выплаты населению.

Одно из нарушений, на которое указали аудиторы в своем отчете, – отсутствие контроля со стороны территориальных органов минсоцразвития за сохранностью и использованием жилых помещений, выделенных детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Объясняется это во многом тем, что численность специалистов по охране прав детей вдвое меньше нормативных. Все попытки министерства по увеличению штатной численности пока не достигли успеха.

Аудиторы отметили и устойчивый рост количества детей-сирот, нуждающихся в жилых помещениях. Если в 2017 году в очереди стояло 12,4 тыс. человек, то на 1 июня текущего года их численность возросла до 14,2 тыс. человек.

Уже неоднократно поднимается вопрос о выделении детям-сиротам необходимого количества жилья, – заметил депутат Сергей Бренюк, – и я ни разу не слышал ясного ответа, который бы свидетельствовал, что в данном вопросе – если не прорыв, то хотя бы позитивная динамика. Есть ли предпосылки, что ситуация будет меняться?

Отвечая на этот вопрос, областной министр имущественных отношений Александр Курбатов сказал:

– Ежегодно очередь на получение жилья увеличивается на 1700 человек в год, а квартир выделяется порядка семисот в год.

По его мнению, вопрос заключается не только в финансировании. После того как Госдума внесла изменение в 159-й закон, по которому в одном доме детям-сиротам предоставляется не более 25% квартир, интерес к строительству специализированного жилья резко упал. В этом году в половине муниципальных образований ни один застройщик не вышел на аукционы. Они опасаются, что оставшиеся 75% квартир при нынешней низкой покупательной способности не будут проданы.

– Это вынуждает нас ориентироваться на вторичный рынок. Но и там свои сложности. В тех местах, где есть работа и возможность получить образование, стоимость квадратного метра выше 40 тысяч рублей, установленных Минстроем РФ. Не проявляют должной заинтересованности и муниципальные образования. Только семь из 42 выразили готовность участвовать в программе по обеспечению жильем детей-сирот. Город Иркутск, где самая большая очередь на получение жилья, приближающаяся к двум тысячам, на наш запрос ответил коротко: земельных участков для строительства специализированного жилищного фонда не предусмотрено.

По мнению членов комиссии по контрольной деятельности, проблема обеспечения жильем детей-сирот требует отдельного разговора.