Дело Копылова: продолжение следует

Дело бывшего мэра Ольхонского района Сергея Копылова, осужденного на три с половиной года за «превышение должностных полномочий», продолжается. 24 сентября Иркутский областной суд приступил к рассмотрению апелляции, поданной стороной защиты.

 

Почему народ против?

Страсти вокруг дела Копылова не умолкают, наоборот, общественный резонанс только увеличивается. В поддержку чиновника проходят различные общественные акции: митинги, флешмобы, пикеты, собирающие большое число участников. Люди разных поколений, профессий, национальностей, политических взглядов выражают протест против Байкальской правовой аномалии, заложником которой сегодня оказался Копылов, а завтра может стать любой житель региона.

Напомним, 13 июня текущего года Эхирит-Булагатский районный суд вынес обвинительный приговор в отношении бывшего мэра Ольхонского района, признав его виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий главой органа местного самоуправления). По данным следствия, будучи мэром Ольхонского района, Сергей Копылов знал, что на территории Прибайкальского нацпарка ведется реконструкция дороги Баяндай – Еланцы – Хужир, он позволил подрядной организации вести добычу гравия, что «повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в причинении ущерба почве, местам произрастания объектов растительного мира, среде обитания беспозвоночных животных». Сумма ущерба была оценена в 24 млн рублей. Сергей Копылов был взят под стражу в зале суда в связи с изменением ему меры пресечения с денежного залога на заключение под стражу.

Но общественность не согласилась с приговором. Люди считают, что построив дорогу на острове Ольхон, Копылов предотвратил больший ущерб природе, который ежегодно наносили автомобилисты, хаотично колесившие по степи.

– Надеюсь, что это произошло из-за нестыковки законодательства. И здесь нет злого умысла. Сергей Копылов научил меня любить Байкал. Он спас мою жизнь. Сергей бросился в ледяную воду, нырнул под лед, рискуя своей жизнью. И никому об этом не рассказал, даже своей жене. Я верю, что вынесенный ему приговор – ошибка, а правда обязательно восторжествует, – поделился своим мнением режиссер документального кино, член Европейской и Американской киноакадемий Виктор Косаковский.

Накануне заседания областного суда в поддержку Сергея Копылова была проведена экологическая акция. 50 волонтеров собрали в нескольких бухтах около тонны мусора, который остался на байкальском побережье после туристов. Активисты не теряют надежды на справедливый исход суда и благими делами стараются подчеркнуть силу реальных дел бывшего мэра Ольхонского района, который многое сделал для сохранения экологического равновесия на территории Всемирного природного наследия. В том числе – благодаря ему появилась асфальтированная дорога Баяндай – МРС, единственный полигон ТБО, вычищенная от столетнего мусора Волчья падь вблизи поселка Еланцы и т.д.

Кроме того, за неделю до начала рассмотрения апелляции у здания областного суда стартовали одиночные пикеты. Одним из тех, кто принял участие в этой эстафете, стал член общественной палаты Иркутской области и директор благотворительного фонда «Оберег» Александр Соболев.

Согласно требованиям закона, я находился в сквере, не заходил на территорию, прилегающую к зданию суда. Ничего не выкрикивал, не использовал аппаратуру. Когда ко мне подходили прохожие, я коротко разъяснял свою позицию, не более одной минуты. Общественный порядок не нарушал. Работе суда не препятствовал. В соцсетях было много разговоров, будто одиночные пикеты проплачены. Я сам предприниматель, владелец нескольких компаний, на моем попечении в благотворительном фонде проживают порядка двухсот человек. Я, пользуясь конституционным правом, отстаивал свою гражданскую позицию. Все мы ездим на Байкал по дороге, которая построена благодаря Копылову, – поделился своим мнением Александр Соболев.

Ранее за чиновника вступились многие известные в Приангарье бизнесмены и общественники. Все они на своих страницах в соцсетях написали, что знали Сергея как человека порядочного, реально радеющего за развитие и процветание Ольхонского района, но который оказался невольной жертвой неразберихи с законодательством о Байкале и прилегающих к озеру территориях.

 

Аргументы защиты

24 сентября на первое заседание Иркутского областного суда по рассмотрению апелляции прибыла солидная группа поддержки. Люди приехали из Ольхонского района, чтобы поддержать земляка. Всех желающих пришлось размещать в двух залах заседания суда, обеспечив видеотрансляцию. Бывший мэр Ольхонского района общался по видеосвязи из СИЗО.

По ходатайству Копылова на заседание прибыл бывший председатель правительства Иркутской области, а ныне депутат Законодательного Собрания региона Александр Битаров, чтобы выступить общественным защитником обвиняемого. Представители прокуратуры выступили против, сославшись на то, что у Битарова нет юридического образования и опыта участия в подобного рода делах. Председательствующий судья отказал в ходатайстве Копылову.

В Иркутский областной суд я пришел как человек, который считает, что в отношении Сергея Копылова произошла вопиющая несправедливость. Действительно, у меня нет ни юридического образования, ни знания уголовно-процессуального кодекса. Но я много лет проработал в правительстве региона, в областном парламенте и очень хорошо знаю ситуацию с границами нацпарка. Мне не дали возможности выступить, но я буду действовать дальше, чтобы Сергея Копылова оправдали и освободили, – прокомментировал Александр Битаров.

В ходе заседания сторона защиты привела аргументы, что, согласно постановлению Совета министров РСФСР от 1986 года, земли, где добывался гравий для строительства дороги на Ольхон, должны были войти в состав Прибайкальского нацпарка, но без изъятия их из сельскохозяйственной эксплуатации. Значит мэр района имел полное право выделить их для ведения строительных работ. Новые границы так и не были утверждены, есть только их проект.

Сам Сергей Копылов заявил, что перед тем, как принять решение, консультировался с прокуратурой и другими контролирующими органами. Все разъяснения сводились к тому, что данные земли не изъяты из оборота, не имеют ограничения в пользовании и не являются особо охраняемой территорией.

– Я даже не мог предположить, что, предоставляя участки в аренду, действовал противозаконно, – подчеркнул Копылов.

Адвокат Дмитрий Дмитриев утверждал, что его подзащитный не знал точных границ нацпарка, что у него не было злого умысла, когда он подписывал разрешение на добычу гравия.

Мэр не может знать, где какие границы идут, это вопрос землеустроителей. Нельзя эти действия квалифицировать как явное превышение. Прокуратура ежегодно выявляет сотни случаев нарушений мэрами норм земельного законодательства. И что, их всех надо посадить? Обвинение Копылову было предъявлено на том основании, что он нарушил проект границ земельных участков. Но проект может быть принят, может быть изменен. А мэр просто выполнял свой служебный долг, – привел свои доводы Дмитрий Дмитриев.

Выслушав сторону защиты и представителей прокуратуры, суд объявил перерыв в заседании по рассмотрению апелляции. Сторона защиты настаивает на снятии обвинений с бывшего мэра и его освобождении.

Если этот суд нас не услышит, мы пойдем дальше и будем сражаться. Я надеюсь, что на нашем пути встретится судья, который захочет разобраться во всех тонкостях этого дела, – отметила Наталья Копылова. Как жене ей разрешают два свидания в месяц. Мужа она видит за стеклом, на общение супругам отведено не более 40 минут. Наталья Копылова не унывает. Когда на руках трое несовершеннолетних детей, нельзя опускать руки.

 

Что написано пером…

27 сентября, когда прошло второе заседание Иркутского областного суда по рассмотрению апелляции, поддержки у Сергея Копылова не убавилось. Всех желающих присутствовать на заседании также размещают в двух залах.

Сторона защиты просит суд исследовать доказательства по делу. Представители гособвинения возражают, но суд удовлетворяет ходатайство адвокатов Копылова. Защитники приводят серию аргументов – зачитывают решения судов и справки из различных органов, где указано, что земельные участки, по которым вынесено обвинение Копылову, не являются федеральными. В качестве одного из доводов приводится пример решения четвертого Арбитражного суда от 24 февраля 2015 года, где рассматривались границы нацпарка. Суд постановил, что сельхозземли на территории нацпарка, не изъятые из оборота и выведенные из собственности РФ, находятся в распоряжении муниципалитета. Адвокат представил выписку из официальной схемы терпланирования района, где указано, что это земли сельскохозяйственного назначения, и что они не изымались и не передавались в федеральную собственность. Схема терпланирования утверждена федеральным министерством регионального развития и министерством природных ресурсов.

Далее суду были представлены материалы, по которым в 2008 году сделана аэрофотосъемка, на которой визуально показано, что на месте данных участков были расположены постройки и хозяйственные объекты. Архивные материалы, на которые ссылаются адвокаты Копылова, подтверждают, что в начале позапрошлого века на указанной территории фиксировалось Кутульское стойбище, затем – населенный пункт, еще позднее – овцеводческая ферма. Юридически, по словам адвокатов, поселение с названием Кутул еще существует, так как сведения о его исключении из Росреестра отсутствуют, фактически в настоящее время там только развалины.

Был предоставлен ответ на запрос от минприроды Иркутской области, являлся ли покров на данных участках естественным. Ответ «нет», поскольку ранее на нем находились населенный пункт Кутул и ферма, что привело к изменению естественного покрова.

Из переписки адвокатов Копылова и Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН становится ясно, что карта национального парка носит справочный характер, и площади парка в атласах 2006 и 2012 годов сильно преувеличены по сравнению с реальными.

Также адвокат зачитал ответ на свой запрос от одного из ученых биолого-почвенного факультета ИГУ о том, что указанное место уже ранее было изменено человеческим влиянием, и все животные, птицы и беспозвоночные, занесенные в Красную книгу, там не обитают.

Кроме того, суду были продемонстрированы вещественные доказательства. Адвокат развернул карты: одна с примерной схемой границ Прибайкальского нацпарка от ФКЦ «Земля», другая – карта зон атмосферного влияния на Байкальской природной территории. Сторона защиты пояснила, что указанные в них границы охраняемой территории не совпадают друг с другом. Ведомства используют разные карты, что приводит к путанице данных.

Сторона гособвинения также представила ряд документов. Так к делу были приобщены скриншоты из программы Google Earth за 2012–2014 годы. На космоснимках территории, по словам прокуроров, содержится информация, что асфальтобетонный завод СПМК-7 был размещен в 2013-м, а не в 2012 году, как об этом заявляла сторона защиты. Также к делу приобщили несколько судебных протоколов по сходным делам.

Судом было принято решение назначить перерыв в заседании, чтобы сторона защиты вместе с Сергеем Копыловым смогли изучить представленные гособвинением материалы.

 

Митинг гражданской позиции

30 сентября на площади у Дворца спорта «Труд» состоялся митинг в поддержку Сергея Копылова. Иркутяне и жители Ольхонского района, несмотря на дождь, около тысячи человек пришли выразить свою гражданскую позицию.

Заслуженный юрист РФ Юрий Курин напомнил всем участникам митинга, что трижды сибирякам удавалось отстоять Байкал:

Тридцать лет назад руководством страны было принято решение построить специальную трубу, которая бы сбрасывала сточные воды БЦБК в реку Иркут. Это решение вызвало гигантский протест всех иркутян. Мы тогда собрали больше 100 тыс. подписей. И Политбюро ЦК КПСС отменило решение. Нас услышали и в 2006 году, когда президент РФ Владимир Путин собственноручно изменил маршрут прокладки нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Так он отвел угрозу от озера. Кроме того, был закрыт БЦБК. Уверен, что и в деле Копылова мы добьемся внушительной победы!

Также в поддержку Сергея Копылова выступил депутат Государственной думы РФ Алексей Красноштанов:

Президент ставит задачу – сделать жизнь наших людей лучше здесь и сейчас. И Сергей Копылов исполнял этот наказ. Как мэр он понимал, чтобы построить дорогу – невозможно возить асфальт за 200 километров, как было написано в проекте. Это слишком далеко. По технологии асфальт должен быть теплым для укладки. Мэр принял решение – разместить асфальтовый завод на территории бывшей фермы. Построили дорогу, сдали объект и убрали асфальтовый завод. Будем бороться за справедливость и за Сергея Копылова!

Мнение жителей Ольхонского района выразила врач Ольхонской центральной районной больницы Зоя Болдонова:

– Говорят, что земля, которую выделил мэр под строительство завода, – нацпарк. Мы впервые слышим об этом. Я родилась, всю жизнь прожила в Ольхонском районе и знаю, что граница нацпарка проходила за Хужиром. Сергея Копылова уважают в районе. Его обязаны оправдать.

Иркутский областной суд продолжит рассмотрение апелляции по делу Сергея Копылова 4 октября.