Человек и природа: лучшие фильмы

В Иркутске завершился 18-й международный кинофестиваль «Человек и природа». Гран-при и денежный приз в размере 200 тыс. рублей получил македонский документальный фильм «Страна меда». Наградами также отметили киноленты про Байкал, мараловодческие хозяйства, дальневосточный край, охотников Чукотки…

Всего в конкурсной и внеконкурсной программах фестиваля было показано 34 фильма. Свои работы представили режиссеры Бельгии, Германии, Ирана, Канады, Норвегии, России, Северной Македонии, Филиппин и других стран.

– Очень разные мнения были во время оценки, – поделился председатель жюри фестиваля, режиссер Владимир Грамматиков. – Мы сейчас так субъективны, принимаем жизнь слишком индивидуально, но все же нам хватило сил и терпения выслушать все аргументы, чтобы прийти к единому решению. Это была очень интересная работа.

Главной награды удостоили документальный фильм «Страна меда», который сняли македонские режиссеры Любомир Стефанов и Тамара Котевска. Главная героиня фильма Атидзе Муратова живет в отдаленной деревне, занимается пчеловодством, заботится о больной матери. Однажды по соседству селится кочевое семейство, и в безмятежный мир вторгаются рычание двигателей, семеро непоседливых детей и 150 коров.

Рекордное число фестивальных наград взяла документальная кинолента «Отец Байкал» московского режиссера Марины Марии Мельник. Картина рассказывает о скульпторе Даши Намдакове и создании главной скульптуры его жизни – «Отец Байкал», которая установлена на острове Ольхон. Киноработу как лучшую оценило СМИ-жюри, зрители, сотрудники Иркутского областного краеведческого музея, ВСЖД, также лента победила в номинации «Лучший документальный фильм».

Я совершенно не была готова к такому признанию. За время обучения во ВГИКе не получила ни одной награды. Идея снять фильм про Даши возникла, когда я впервые увидела его скульптуры в Иркутске. Почувствовала, что это творчество мне близко, понятно. Во время съемок Даши всегда шел навстречу, помогал, не отгораживался, что для меня как молодого автора очень важно и приятно, – рассказала режиссер.

В номинации «Лучший игровой фильм» победила якутская комедийная драма «Надо мною солнце не садится» режиссера Любови Борисовой, снятая по повести Николая Лугинова «Каменный мыс». По сюжету главный герой Алтан, поссорившись с отцом, приезжает работать на Крайний Север, где знакомится со стариком Байбалом, у которого много лет назад без вести пропала дочь. Алтан уговаривает Байбала создать развлекательный видеоблог, чтобы найти ее.

Приз «Лучший анимационный фильм» (номинация введена впервые) получил отечественный фильм «Корабли прошлых лет» московского режиссера Георгия Богуславского. 15-минутный ролик повествует о капитане дальнего плавания, который отправился в свое последнее путешествие.


Владимир Грамматиков и Андрей Сальников

Специального приза «Байкал» удостоен иранский игровой фильм «Симин» режиссера Мортеза Хасана Аташзамзама о масштабной засухе в одной из иранских деревень, что вынудило население мигрировать. Жюри отметили эту работу за остроту поставленной проблемы.

Работа канадского режиссера Томми Кэрона «Полярное сияние» отправляет зрителя в путешествие сквозь пространство и время, погружая в красоту уникального природного явления. На фестивале эту киноленту назвали лучшим полнокупольным фильмом.

Специальный приз жюри за лучшую операторскую работу получил документальный российский фильм «Книга моря» режиссера Алексея Вахрушева. В нем соединены документальная и мультипликационная линии. В основе последней – миф «О женщине, которая родила кита». Документальная часть показывает реальных морских охотников Чукотки, которые добывают зверя в холодных водах Берингова пролива.

– Фильм снимался пять лет во время ежегодных экспедиций, иногда приходилось работать в очень сложных условиях: без связи, в океане. Все арктические водные сцены, охота снимались с одного дубля, ни одного постановочного кадра нет, – прокомментировал оператор Вячеслав Макарьев.

Фильм «Когда вода безопаснее земли» филиппинского режиссера Иара Арондаинга – это рассказ о взрослении 12-летней мусульманской девочки в Марави на фоне истории семейных междоусобиц. Картину отметили специальным призом жюри за поэтическое решение проблемы.

Приз Иркутского областного отделения Союза кинематографистов России получил документальный фильм российского режиссера Галины Леонтьевой «Сезон созревания пантов». Это притча о людях, которые заготавливают редкие панты маралов в горах Алтая.

– Фильм жесткий, но не жестокий. Он о проблемах и трудностях жизни в удаленных районах России. Надо знать, каким трудом добывается продукция, которая потом сбывается за рубеж, как тяжело люди зарабатывают себе на хлеб. В мараловодческом хозяйстве мы снимали чуть больше месяца. На третий день нам работники уже говорили: «Ребята, вы чего тут еще делаете, обычно телевидение часа два поснимает, и все». А мы жили там, каждое утро приходили и вскоре стали настолько своими, что ни на камеры, ни на микрофоны уже никто не обращал внимания, то есть самая сложная цель была достигнута: герои перестали бояться, стесняться, открылись, пошла энергетика, – рассказала Галина Леонтьева.

Выбор молодежного жюри пал на документальный фильм московского режиссера Владимира Марина «Несейка. Младшая дочь» о гигантских обитателях Арктики – моржах. Мораль фильма такова: если ты спасешь от смерти животное, оно никогда этого не забудет.

Иркутское областное отделение Русского географического общества отметили отечественный фильм «Дальневосточная одиссея Владимира Арсеньева» режиссера Ивана Головнева. Этот фильм основан на архивных фотографиях и текстах известного исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева. Киноработа показывает дальневосточный край глазами первопроходца. Высокую оценку географического общества получил также фильм, представленный вне конкурса. Это документальная работа немецкого режиссера Ансельма Натаниэля Панке «Где-то. Один в Африке», которую он снял, когда внезапно оказался без попутчиков, приняв рискованное решение продолжить путешествие по всей Африке в одиночестве на велосипеде.

Внеконкурсный фильм также выбрали сотрудники Лимнологического института СО РАН. Они наградили документальную норвежскую работу «Королева без королевства» режиссера Асгейра Хельгестата о необратимых климатических изменениях, происходящих в природе.

За пять дней фестиваль посетили более 4500 человек, состоялось 110 мероприятий разного формата на семи площадках Иркутска.