В Иркутске возродили усадьбу авиаконструктора Николая Камова

Флигель иркутской исторической усадьбы по улице Декабрьских Событий, 20, где жила семья известного советского авиаконструктора вертолетной техники, лауреата Государственной премии Николая Камова, скоро вновь станет обитаемым. В доме заканчивается реставрация, ему будет возвращена жилая функция.

– Почти уникальный для современного Иркутска случай, когда памятник деревянного зодчества будет использоваться как индивидуальный жилой дом, – подчеркнул руководитель архитектурно-реставрационной мастерской АРМ-10, главный архитектор проекта Алексей Поликарпочкин. – Лучшей функции для него сложно представить, ведь это гарантия того, что за домом будут ухаживать и бережно к нему относиться.

Усадьба расположена в центральной исторической части города, на территории так называемого Желябовского комплекса, где сохранились целостные фрагменты жилой деревянной застройки Иркутска второй половины ХIХ – начала ХХ века. До настоящего времени сохранилось несколько исторических построек усадьбы, имеющей современный адрес – улица Декабрьских Событий, 20: главный доходный дом и два дворовых флигеля. Главный дом (литера А) и двухэтажный флигель (литера Б) являются объектами культурного наследия. Сегодня мы рассказываем о флигеле, на котором завершаются ремонтно-реставрационные работы. Этот дом в советское и постсоветское время находился в муниципальной собственности, затем за ветхостью был отселен и передан в оперативное управление Агентства развития памятников Иркутска (АРПИ). Именно Агентство провело организационную работу, необходимую для воссоздания флигеля, а также нашло инвестора, который и профинансировал реставрацию.

– Архивные материалы говорят о начале формирования усадьбы в 1840-е годы, однако мы знаем, что эту часть города уничтожил большой иркутский пожар 1879 года, – рассказала архитектор, автор проекта Лидия Захарова. – Существующие постройки, а это три интересных деревянных здания, мы можем отнести к так называемым послепожарным. Главный дом усадьбы датируется 1880 годом, флигель под литерой В – 1908 годом, а вот с нашим реставрируемым объектом – литера Б – не все так однозначно. С помощью натурных исследований удалось установить интересную историю его строительства. Еще до пожара в глубине усадьбы были возведены службы – одноэтажное здание-пятистенок. Первоначально в одной части была расположена кухня, во второй жила прислуга. Службы пострадали, но чудом выжили в пожаре, об этом говорит значительный культурный слой – нижние венцы находились ниже золы от пожара.

Позже здание было достроено вторым этажом, а к северо-западному фасаду пристроен прируб с лестницей. Об этом факте говорит разная рубка стен первого и второго этажей, замковые соединения бревен и несовпадающие оси оконных проемов. В начале ХХ века со стороны северо-восточного фасада был возведен двухэтажный прируб. Об этом свидетельствуют разные отметки фундамента и различия в декоре и рубке стен. Таким образом, за несколько десятков лет здание выросло от одноэтажной служебной постройки до сложного в плане и в объеме здания.

– Флигель сложно отнести к какому-либо архитектурному стилю, часто к подобным постройкам применяется термин «городская эклектика», но он очень неконкретен и может характеризовать практически любой городской деревянный дом конца ХIХ – начала ХХ века, – отметила Лидия Захарова. – Здание формировалось во времени и представляет ценность как элемент традиционной иркутской усадьбы. В его объеме и декоре прослеживается влияние местных традиций.

Однако усадьба интересна, прежде всего, как исторический объект. Известно, что будущий авиастроитель провел в ней детские годы – с 1902 по 1918 годы. Он родился 1 сентября 1902 года в Иркутске. Был крещен в Благовещенской церкви. Его отец Илья Михайлович преподавал русскую словесность в промышленном училище, занимал видное место в общественной жизни города. Не менее активной была и мать будущего авиастроителя и ученого – Елена Федоровна. Она состояла членом родительского комитета Иркутской первой женской гимназии. Дети Камовых получили прекрасное воспитание и образование, в семье много читали, интересовались литературой, поэзией, в доме была богатая библиотека. Принадлежность к средним слоям иркутского общества, прекрасное домашнее воспитание, пример и влияние отца и матери позволили Николаю Камову получить достаточно серьезное по сибирским меркам образование в коммерческом училище, привили интерес к науке и научным исследованиям. Еще в юности он увлекся авиацией во время посещений показательных полетов на иркутском ипподроме. В 1928–1929 годах возглавляемая Николаем Камовым конструкторская группа при «Осоавиахиме» создала первый советский двухместный винтокрылый летательный аппарат и впервые ввела для него определяющее слово «вертолет».

Связь с Иркутском Николай Камов поддерживал постоянно, гордился тем, что сибиряк, много рассказывал о своей юности, о друзьях в Иркутске, всегда помогал своим землякам. Одной из первых своих послевоенных машин КА-8 присвоил название «Иркутянин».

– Личность Николая Камова – выдающаяся по своим заслугам не только для нашей страны, но и для мировой вертолетной техники, поэтому понятна заинтересованность иркутян в установлении точного адреса его проживания в городе и необходимости сохранения этого объекта для потомков, – подчеркнул Алексей Поликарпочкин.

Что касается состояния здания, то ему не очень повезло, в последнее время оно стояло заброшенное, конструкции на момент обследования были аварийными. Сруб сильно погружен в культурный слой, а венцы выше значительно поражены гнилью. Микологическое обследование показало критические результаты. Реставрировали объект методом переборки, сохранившиеся венцы использовали, в том числе, в качестве образцов.

– Главное здание – двухэтажный доходный дом – интересно своими эклектичными фасадами с использованием элементов классицизма, особый шарм зданию придает веранда дворового фасада, выполненная в местных традициях, – рассказала Лидия Захарова. – Здание поддерживается в удовлетворительном состоянии, однако ему необходима реставрация – заметны деформации конструкций, утраты декора.

Второй одноэтажный деревянный флигель, расположенный в глубине двора, визуально выглядит неплохо. Эта постройка хоть и не отнесена к объектам культурного наследия, но представляет определенную историко-культурную ценность как дореволюционное внутриусадебное строение, возведенное хозяевами усадьбы, предположительно Камовыми.