В ТЮЗе поставили пьесу Горького под музыку Rammstein

Настоящим подарком для любителей театрально искусства можно назвать спектакль «Последние», которым Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова завершил 91-й сезон. Режиссер Дмитрий Акимов сумел сделать пьесу Максима Горького не просто созвучной сегодняшнему дню, но – остросовременной, практически не изменив ее текст. Спектакль получился очень музыкальным, громким, дерзким, местами мрачным, но в итоге – оставляющим свет в душе.

Темы, которые возникают в пьесе «Последние», удивительным образом резонируют с сегодняшним днем и отражают, как зеркало, дефекты нашего времени, – считает Дмитрий Акимов. – О чем все время говорят герои? О деньгах! И у многих сегодня на уме одни «бабки». На что мы готовы пойти ради них? Продать себя, выгодно женить или выдать замуж собственных детей? В итоге все, что должно быть свято, – честь, совесть, любовь – становится разменными монетами. 

Оформление сцены в «Последних» напоминает морг или больницу – холодный кафель стен, синеватый свет. И это сделано намеренно. Ведь погружаясь в мертвый, пропитанный пороком, мир «Последних», который создали на сцене Дмитрий Акимов и художник-постановщик Анна Бубнова, с удивлением обнаруживаешь, что многие проблемы, о которых говорил классик более ста лет назад, действительно очень актуальны в наше время. А герои спектакля, словно современники, которые живут на какой-нибудь провинциальной Рублевке. Режиссеру удалось добиться такого эффекта не только благодаря актуальной одежде, но и за счет современной музыки, которую исполняют герои. Причем композиции – не просто фон, создающий настроение, они добавляют дополнительные смыслы действию. Например, вначале спектакля звучит песня Rammstein «Deutschland», которую как будто исполняют дети возле матери. Если вслушаться в текст, то здесь композиция обнаруживает совсем иное значение, вскрывая суть взаимоотношений героев. Они очень хотят любить мать и друг друга, но могут только ненавидеть. Другие песни – Billie Eilish, The Prodigy, Die Antwoord, Дельфина и, неожиданно возникшего в этом плэй-листе Ярослава Евдокимова с его «Фантазером» – также создают в спектакле дополнительный объем смыслов.

– Эти песни, по сути, зонги (баллады – Авт.), – отметил Дмитрий Акимов. – На такой прием меня натолкнул мой учитель, который сказал про одного режиссера, что он сделал из Бертольда Брехта моего любимого автора – Горького, убрав из его произведения зонги. А я подумал: интересно, получится ли из Горького Брехт, если добавить в его произведение зонги? На самом деле, мы хотели проецировать перевод этих песен на экран, чтобы все зрители понимали, о чем поют герои.

Но даже без дубляжа эти музыкальные вставки не вызывают протеста, наоборот, незаметно меняют ритм диалогов героев. В итоге, местами высокопарные фразы воспринимаются так, словно их произносят наши современники. И мы понимаем, что члены семьи Коломийцевых живут в страшном мире. В отца семейства Ивана (заслуженный артист РФ Владимир Привалов), полицейского чиновника, недавно стрелял революционер. В результате следствия вскрылись его бесчинства, и он был разжалован. От его жены Софии (Мария Егорова) мы узнаем, что Иван был не лучшим мужем – пьяницей, игроком и развратником. Сама же она изменила ему с его братом Яковом (Станислав Степанов), который умирает от тяжелой болезни. Он и приютил все семейство после разорения брата в своем доме. Плод связи Софии и Якова – Любовь (Наталия Маламуд) – Иван уронил в младенчестве, в итоге она выросла с горбом. Старший сын семейства Александр (Павел Польскис, Александр Стерлюгин) стал таким же порочным игроком и пьяницей, как и его отец Иван. Старшая дочь Надежда (Виктория Криницкая) – красивая, но распутная, вышла замуж по расчету. Ее супруг Лещ (Филипп Черный, Александр Карпенко) – скользкий и нечистый на руку «добрый гений» семьи Коломийцевых, устраивает все их дела. Младшие дети – слабый здоровьем Петр (Павел Матушевич) и наивная Вера (Анна Конончук, Любовь Гунькова) – лишаются после покушения последнего нравственного ориентира – авторитета отца. Он же, в свою очередь, хочет выгодно выдать Веру замуж за своего сослуживца Ковалева (Дмитрий Иванов). Дочка, пытаясь избежать постылого брака, сбегает с околоточным надзирателем Якоревым (Павел Савин), который в итоге оказывается не рыцарем, а подонком, склоняя ее к близости. Сам же Иван, указавший на стрелявшего, не уверен до конца, что это был он. В итоге мы узнаем от его матери, госпожи Соколовой (Елена Грищенко), что юноша повредился рассудком. Однако Иван не хочет признавать свою ошибку в надежде получить новую должность.

Словом, все в этой семье подчинено расчету, а в итоге – все несчастны. Вырваться из нее, как говорит Петр, можно только вперед ногами. Он же называет происходящее трагическим балаганом. Кстати, именно этим словосочетанием Дмитрий Акимов определил жанр постановки.

– В этой семье и в этом времени разорвано что-то важное в философском контексте, не случайно София – несчастная и растерянная, Вера – глупая, Надежда – распутная, а Любовь – горбатая, – считает Дмитрий Акимов. – Помните, Петр говорит: «Если бы я веровал в бога – ушел бы в монастырь…», но бога уже нет в их мире. Наши герои – жертвы времени и среды. Не случайно на нашей афише – картина «Смерть Марата» Жака Луи Давида. Ведь, на мой взгляд, это грехопадение человечества началось в 1789 году во время французской революции, поделившей историю пополам. Тогда человек впервые поставил себя в противовес богу. Люди рубили головы, вскрывали могилы, эксгумировали тела. Именно тогда возник романтизм, который, по сути, является эстетизацией зла, кстати, по Юрию Лотману главный герой этого художественного направления – дьявол.

Еще один яркий персонаж в спектакле – нянька Федосья (Людмила Попкова), которая говорит будто невпопад, но всегда в точку. Жуткий грим, белые одежды, красное вязание в руках – все это делает ее фигуру мистической, напоминающей одновременно одну из богинь судьбы или проводницу в мир мертвых.

Смысловую точку в спектакле ставит сам Дмитрий Акимов, который исполняет со сцены последний зонг – трек «520» Дельфина: «Будущее детей штыком упирается в спину. Мы строим для них дома из костей, кровь превращая в глину. Нам говорят: «Вы должны все свои жизни Родине!» Но мы же ведь более чем сложны, вроде бы».

– Это спектакль еще и об ответственности родителей перед детьми, – отметил Дмитрий Акимов. – В какой мир мы их приводим? В какой социальный строй? Какую планету им оставляем? Какие нравственные ориентиры даем? Мы должны понять, что формулы Раскольникова и Ивана Карамазова не работают. А насилием нельзя добиться справедливости, ведь кровь порождает только кровь. Нам хотелось в этом спектакле создать такой вакуум любви, добра, сострадания и человеческих отношений, чтобы в итоге зритель в зале мог остро ощутить нехватку и понял, как они важны в нашей жизни.

В спектакле много аллюзий и непрямых цитат, которые создают дополнительный, не явный, но очень важный смысловой план. Этот прием уже можно назвать частью творческого почерка молодого, но, безусловно, очень талантливого режиссера Дмитрия Акимова, который не боится смелых решений, а также – задавать со сцены непростые вопросы и побуждать зрителей искать на них ответы в своем сердце.

В конце «Последних» зрителей ждет катарсис и желание жить совсем другой жизнью, чем герои. Наверное, лучший эффект от спектакля на сцене ТЮЗа трудно представить.