Спектакль для зрителей с нарушениями слуха поставили в иркутском театре кукол

Бетховен: выразительнее слов

Если ты не слышишь, это не значит, что музыка тебе не доступна. Инновационный спектакль «Бетховен. Разговорные тетради», адаптированный для зрителей с нарушениями слуха, поставили в иркутском театре кукол «Аистенок».

Актеры общаются со зрителем без слов: на языке пластики и музыки. Благодаря их выразительной игре, а также техническому оснащению театрального пространства, полноценное представление о картине получают даже глухие зрители. В театральные кресла вмонтированы колонки, переводящие низкие звуковые частоты в вибрации. В качестве «метрономов» применена импульсная световая панель и шары.

Кстати:

Спектакль «Бетховен. Разговорные тетради» адресован зрителю от 14 лет и старше. Проект создан при поддержке Федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь» и правительства Иркутской области.

Мы сознательно не прибегали к языку жестов, потому что задача инклюзивного театра – приведение к общему знаменателю людей с ограниченными возможностями и здоровых. Спектакли, адаптированные для детей с нарушениями зрения или аутизмом, в кукольных театрах России есть, но для зрителей со слуховыми нарушениями, насколько мне известно, ничего подобного нет. «Аистенок» в этом плане новатор. Если все получится, будем продолжать работу для более юного зрителя, а пока что наш ориентир – подростки, – объяснила режиссер спектакля Наталья Пахомова из Москвы.

В основе постановки – «разговорные тетради» Бетховена: композитор, когда потерял слух, общался с людьми в письменной форме. Этими историческими документами, хранящими уникальные свидетельства о его жизни, творчестве, образе мысли, воспользовались создатели спектакля. Они уделили внимание всем ключевым моментам биографии Бетховена, от раннего детства до конца жизни. Подчеркивают, что личность композитора была выбрана не случайно:

Мы взяли биографию Бетховена, чтобы зритель, который лишен слуха, не отчаивался. Чтобы перед глазами у него был пример человека, который, несмотря на глухоту и прочие тяготы жизни, продолжал работать, писать музыку, – отметила режиссер.

В спектакле представлено также окружение Бетховена. Его отец, который применял суровые меры, чтобы сын занимался, а также знаменитые соотечественники, участвовавшие в профессиональном становлении музыканта, среди них – Моцарт. В аллегоричной форме на сцене появляются образы Чахотки, Грозы, Радости, а также Революции, в которую Бетховен сначала верил, а потом разочаровался.

За художественную часть постановки отвечал Роман Вильчик из Санкт-Петербурга. Он создал мимирующих кукол, которые предполагают пластичный спектакль, игру актера в «живом плане», где кукла – продолжение тела актера, и наоборот. Для труппы «Аистенка» такое в новинку. По средствам пластики они еще не работали, но справляются мастерски.

– Если есть текст, зритель всегда поймет, о чем идет речь, а здесь сложнее, ведь спектакль без единого слова. Смысл передается через микродвижения. Наша задача такая: и слышащие, и слабослышащие зрители должны прочувствовать, прежде всего, внутреннюю музыку спектакля, его ритмы, – считает Евгений Кириллов, исполнитель главной роли.

Молодой актер признался, что Бетховен полюбился ему еще в студенческую пору:

– В театральном училище, когда мы проходили композиторов, именно Бетховен запал в душу. Тем не менее, если достается такая роль в спектакле, это очень тяжело, ведь личность величайшая. Когда работал над образом, изучал много литературы, углублялся, но именно музыка помогла мне лучше всего понять этого композитора. Утром, когда шел на работу, в наушниках – Бетховен, вечером, когда ложился спать, тоже. Постепенно начал чувствовать, открывать новые эмоции.