Сергей Тен рассказал о проблемах транспортной инфраструктуры

Автомобильные пробки в часы пик, переполненные остановки общественного транспорта, дороги с просевшими люками, лужи на пешеходных переходах… О проблемах транспортной инфраструктуры мы говорим с Сергеем Теном, депутатом Госдумы РФ, членом комитета ГД РФ по транспорту и строительству.

– Сергей Юрьевич, почему к нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги» сложился особо пристальный интерес как на федеральном, так и на региональном уровнях?

– Основная расходная часть майских указов президента – это модернизация и создание новой инфраструктуры. Реализация идет по двум проектам «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и «Комплексный план развития магистральной инфраструктуры». Второй большой блок – «Экология». На эти два проекта будет направлена половина бюджетных и внебюджетных средств. Сегодня вопрос эффективности нацпроектов стоит на первом месте. Именно поэтому приняты новые критерии оценки деятельности глав регионов, установлена персональная ответственность за реализацию проектов от уровня профильного министра до каждого руководителя Упрдора и дорожных служб на местах.

– Федеральные дороги заметно меняются к лучшему, но вот с региональными и муниципальными ситуация остается сложной.

– Ситуация постепенно, но меняется. В прошлом году федеральные трансферты регионам были примерно 16,5% от бюджета Росавтодора, в нынешнем – 25%. Это порядка 160 млрд рублей. Практически решен вопрос о выделении дополнительно еще 34,4 млрд рублей, благодаря которым Иркутская область получит в 2019 году на свою дорожную программу 300 млн рублей. Идет соответствующая подготовка поправок в закон о бюджете. Есть решение неиспользованный резерв федерального дорожного фонда также направить на развитие региональной сети.

Другое дело, что сегодня уровень подготовки специалистов в регионах значительно отстает профессионально от требований рынка. Ощущается дефицит кадров. При этом отрасль динамично развивается, идут существенные изменения нормативно-технической базы. К примеру, в Иркутской области мы столкнулись с тем, что контракты, которые разыграются на муниципальном уровне, не интересны подрядчикам в силу банкротств дорожных организаций, проблем с ценообразованием и как следствие снижением конкурентной среды в строительстве. Большие замечания есть к проектным решениям. Их уровень падает. Применяются неэффективные материалы, технологии и устаревшие расценки. Еще один риск – материалы для ремонта и строительства дорог (дорожный битум, инертные материалы, ограждение) выросли в цене в среднем по России на 20–40% к началу проведения работ по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Накопилась масса вопросов, поэтому будет проведен Госсовет РФ по теме «Транспорт».

– Все мы либо пешеходы, либо автолюбители. Честно, работы ведутся, но качество оставляет желать лучшего. Последний пример – 700 нарушений только в Шелехове по итогам проекта 2018 года.

– В Иркутске и Шелехове мы и в этом году получаем «переходящие» проблемы. К примеру, с «проседающими» после ремонта люками сами они не решатся. В сметах 2019 года опять не увидели должного внимания к инженерным коммуникациям. Уже какой год твердим о необходимости использовать опорную плиту на колодцах и дождеприемниках, не сложные, но важные для качества исполнения работ нюансы. Как результат – повторные работы по поднятию дождеприемников и люков. Характерной стала проблема с водоотводом не с точки зрения отсутствия дождевой канализации, а вдоль лотковой части бордюра. В зоне пешеходных переходов регулярно натыкаемся на лужи. А это уже вопрос к строительному контролю, который находится непосредственно на месте производства работ.

Какие, на ваш взгляд, проблемы в Иркутске с точки зрения транспортной инфраструктуры, и как их решать?

– Иркутск расположен на разных берегах Ангары. Большое количество спальных районов, и как следствие – зависимость от мостовых сооружений и характерных перемещений в час пик: утром в город, а вечером из него. На сегодня не закончены работы по формированию магистральных улиц города. Если мы из каждого двора выезжаем на магистральную улицу, какая она тогда магистральная? Есть ряд проектов, которые ждут своей очереди. Реконструкция улицы Пискунова и соединения ее с улицей Баррикад. Расширение объездной Университетский – Первомайский с продолжением до объездной Ново-Ленино. Весь межрегиональный общественный транспорт едет в центр города, которого, для информации, больше, чем автобусов на городских маршрутах. Строительство пересадочных транспортных узлов на въезде в город не ведется. Развитие общественного транспорта со стороны города практически отсутствует, расписание не соблюдается, автопарк и инфраструктура для городского электрического транспорта (трамвая и троллейбуса) изношены. Ветка железной дороги внутри города почти не используется для нужд Иркутска и агломерации в целом. Сейчас идет ремонт посадочных платформ на железнодорожном вокзале с сохранением старой высоты, что крайне неудобно и не только для маломобильных граждан. Остановки общественного транспорта переполнены, маршрутная сетка практически не меняется и имеет большое количество дублирующих маршрутов. Потихоньку развиваются частные перевозчики в сегменте автобусов малой вместимости. Службы такси в городе работают практически на нелегальных условиях. Скорость движения общественного транспорта в час пик существенно проигрывает личному автотранспорту.

Данными проблемами нужно заниматься системно, решать вопрос с созданием Центра организации дорожного движения. Он должен будет взять на себя вопросы с развитием цифровых технологий на транспорте и реализацию документов транспортного планирования города.