Первостроители возвращаются на БАМ

В ночь с 1 на 2 июля десант первостроителей Байкало-Амурской магистрали имени Ленинского комсомола из Иркутска отправился поездом в Тынду. Здесь в честь 45-летия «магистрали века» пройдут праздничные мероприятия. А накануне ветераны встретились в столице Приангарья в здании ВСЖД и совершили путешествие во времени, вспомнив, как они километр за километром прокладывали посреди тайги «дорогу в будущее».

Память для будущих поколений

БАМ – это больше, чем железная дорога. Россия получила второй транспортный выход к Тихому океану, доступ к богатейшим месторождениям Сибири и Дальнего Востока. Грандиозный проект объединил тысячи людей огромной страны. Одним из тех, кто получил путевку на «стройку века», стал житель Воронежа Иван Анпилогов.

Железную дорогу прокладывали в суровых условиях тайги, вечной мерзлоты и болот. Летом одолевали жара, гнус и комары. Люди продолжали работать, даже когда отказывала техника. Это стало настоящим испытанием человеческих возможностей. Но мы были молоды и легко переносили все трудности, даже не замечали их. Строительство БАМа начал со Звездного. А после остался в Усть-Куте, работал бригадиром на железной дороге, потом в дирекции тепловодоснабжения. Если бы меня позвали строить вторую очередь БАМа, не задумываясь согласился бы, – признался ветеран.

Почти сорок лет жизни «легендарной магистрали» посвятила Татьяна Гостинина. После окончания института в 1967 году ее направили в Управление строительства «Ангарстрой» в город Братск. Свой трудовой путь она начала в сметно-договорном отделе.

– Проблем во время строительства дороги много было. В Арбитражном суде мне много раз приходилось отстаивать наши права, чтобы нам компенсировали расходы по вертолетным перевозкам. Весь груз перевозился по воздуху, несли огромные расходы. Были и приятные моменты, особенно когда к нам приезжали любимые артисты – ВИА «Самоцветы», Валерий Ободзинский, Эдита Пьеха и многие другие, – рассказала первостроитель.

Годом второго рождения БАМа считается 1974-й, когда на XVII съезде ВЛКСМ было объявлено о старте Всесоюзной ударной стройки. Прямо со съезда на западный участок будущей магистрали отправился первый комсомольский десант. Тында, Северобайкальск, Таксимо, Нерюнгри – вместо малоизвестных поселков в некогда почти безлюдных местах благодаря БАМу выросли крупные города. Железная дорога протяженностью более 4 тыс. км соединила город Тайшет в Иркутской области и Советскую Гавань на берегу Тихого океана.

29 января 1975 года приехала в Магистральный по направлению единственного областного отряда КПСС. За время стройки сменила не одну профессию. БАМ подарил мне мужа, здесь родились трое наших детей. После стройки работала преподавателем иностранных языков. Сейчас я заместитель председателя Союза первостроителей БАМа, в нашей организации около 300 человек. В этом году с юбилейным велопробегом из грузинского Кутаиси к нам приехал Теймураз Джерапов. Своей бамовской родиной он считает поселок Ния, в строительстве которого принимал участие. После комсомольской стройки работал министром экономики Грузии. Когда вышел на заслуженный отдых, увлекся велопробегом. Ветеран БАМа задумал доехать на велосипеде до Тынды. Несмотря на свой почтенный возраст, он в отличной форме, в Магистральном сплясал нам лезгинку и дальше поехал на велосипеде. К сожалению, сегодня школьники не знают, как расшифровывается БАМ. Нам надо увековечить этот трудовой подвиг для будущих поколений. Ведь за нашими сапогами много десятилетий поезда идут, – поделилась своей историей Зинаида Хорошевская.

Трудовой подвиг и слава

Участниками торжественного собрания в здании ВСЖД стали ветераны, Герои социалистического труда, кавалеры ордена Трудовой Славы, железнодорожники. Они отдали ударной стройке свою молодость, добросовестно вложили в нее свои силы и искренние порывы комсомольской души.

День начала строительства БАМа сегодня отмечается по всей стране. Бамовцы сделали все возможное, чтобы Сибирь и Дальний Восток приумножали богатство нашей Родины. В Иркутской области были созданы три комсомольских отряда, которые участвовали в стройке века. И правительство оценило усилия комсомольцев, поэтому БАМ получил имя Ленинского комсомола, – такими словами открыл торжественное собрание председатель координационного совета областной организации ветеранов-строителей БАМа Василий Швайкин.

Он напомнил, что в 2017 году при поддержке губернатора Иркутской области Сергея Левченко был создан и заработал оргкомитет по подготовке к празднованию 100-летия ВЛКСМ, 45-летия БАМа и 100-летия Иркутского комсомола.

Благодаря мероприятиям, которые были проведены по инициативе оргкомитета, нам удалось всколыхнуть Иркутскую область, районные и городские администрации. Они поняли, что у нас есть еще те люди, которые могут рассказать в школах, лицеях, колледжах, как строили в то время поселки и города, как развивали энергетику, – подчеркнул Василий Швайкин.

Ветеранов поздравил председатель правительства Иркутской области Руслан Болотов. Он зачитал приветственный адрес от губернатора, вручил почетные грамоты и благодарности.

Дорогие ветераны-бамовцы! Всесоюзная комсомольская стройка – один из самых масштабных проектов нашей страны. Свыше пяти тысяч комсомольских организаций на предприятиях, поставляющих свою продукцию на стройку, работали под девизом: «Заказам БАМа – зеленый путь!» Легендарная магистраль стала делом жизни для тысяч молодых людей, чей энтузиазм и несгибаемая воля помогли воплотить смелую идею.

От имени депутатов Законодательного Собрания первостроителей поздравил председатель комитета по собственности и экономической политике Николай Труфанов:

В непроходимой тайге вы сумели построить поселки и города, школы и детские сады, больницы и дома культуры. Благодаря вашему труду экономика региона получила новый импульс развития: стали заготавливать древесину, добывать полезные ископаемые, появились новые заводы. Вы – пример для будущих поколений!

С поздравительным словом выступил председатель Иркутского областного совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Валерий Игнатов. Он был первым секретарем Иркутского обкома комсомола, который начинал в регионе стройку и встречал первый отряд комсомольцев с XVII съезда.

Настроение душевной молодости и братства, двигавшего комсомольцев к трудовым подвигам, поддержали творческие номера в исполнении коллектива «Куйбышевские ромашки», центра развития творчества детей и юношества «Узорочье», ансамбля третьего курса Иркутского государственного педагогического колледжа и других артистов.

Жизнь доказала востребованность этой стратегической магистрали для всей страны. По майскому указу президента, к 2024 году пропускная способность БАМа и Транссиба должна вырасти. Это позволит увеличить транзит грузов и будет способствовать развитию торговли с Китаем, Японией, Кореей, Индией.

Юбилейные торжества завершатся 7 июля гала-концертом на стадионе «БАМ». Здесь традиционно выступят звезды российской эстрады, а небо над Тындой озарят яркие залпы праздничного фейерверка. Подарком к юбилею станет открытие памятника строителям магистрали.