Что мешает убрать отходы БЦБК

История с рекультивацией отходов БЦБК длится уже шестой год. Ее начало постоянно откладывается. «Хочется ясности, когда же мы приступим, наконец, к работе», – сказал вице-спикер областного парламента Александр Ведерников, открывая очередные публичные слушания, которые собрали в зале Законодательного Собрания структуры, призванные осуществить этот грандиозный проект, депутатов, ученых и представителей общественности.

Сад разбить или рыбу разводить?

В ходе слушаний депутатам была озвучена информация, что основные усилия АО «Росгеология», с которым подписан контракт на очистку территории, были направлены на уточнения объема отходов. В ходе детальных исследований, завершившихся год назад, обнаружилась кардинальная ошибка: вместо 3,5 млн кубов лигнина, которые значились в первоначальном проекте, насчитали 4,9 млн кубов. Это явилось законным поводом для корректировки проекта. Ее завершение намечалось на ноябрь, но было перенесено, по настоянию подрядчика, на 30 июня текущего года.

Сейчас в техническом задании написано: территория должна быть использована в рекреационных целях, – пояснил управляющий директор АО «Росгеология» Артем Полтавский. – Но это слишком расплывчатое понятие. Не ясно, что делать с картами. Оставить их пустыми и разводить в них рыбу? Или заполнить переработанными отходами или инертным материалом?

Но как резонно заметил председатель комитета по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве ЗС Роман Габов: заказчик в лице областного министерства природных ресурсов не мог дать более точное задание, не зная класса опасности переработанных отходов.

Повторное их использование возможно только при пятом классе опасности. Вы же не даете гарантии, что сумеете добиться такого класса, а значит, остается открытым вопрос об использовании переработанного лигнина. При четвертом классе опасности он должен быть полностью вывезен с полигонов, поскольку остается угроза заражения байкальских вод, – подчеркнул Роман Габов.

На вопрос о возможной степени очистки отходов ответ может дать только применяемая технология. Но ее, как признался Артем Полтавский, пока нет.

Выбор технологий

Шесть лет назад было предложено омоноличивать отходы, то есть превращать в твердое вещество. Для этого хотели применить негашеную известь, которую производил БЦБК для технологических целей. Вносить ее в карты, и она в процессе гашения, забирая воду, как бы цементировала лигнин.

От этой идеи, в конце концов, вынуждены были отказаться. Во-первых, к тому времени цех по производству извести прекратил существование, а во-вторых, было неясно, куда вывозить и хоронить миллионы кубов отходов. Поиски новой технологии возложили на проектную организацию ООО «ВЭБ Инжиниринг», которая и приступила к этой задаче в октябре прошлого года.

Первым делом, как объяснил заместитель генерального директора по производству Александр Фролов, необходимо было выяснить весь спектр веществ, подлежащих очистке. К февралю нынешнего года, в ходе круглосуточных исследований, которые, как он подчеркнул, не остановили даже лютые морозы, было обнаружено восемь видов загрязнителей. В список вошли шлам-лигнин, золо-шлаковые отвалы, надшламовые и шламовые воды и так далее. Даже был обнаружен осадок щелочной жидкости, не поддающийся идентификации. По нему нужно проводить отдельную экспертизу, которая займет не менее двух месяцев.

И только теперь, когда есть ясность, как объяснил Александр Фролов, можно приступить к выбору средств уничтожения. Чтобы не повторять ошибку прежнего проекта, был создан интернет-портал, который открыт для всех лиц и организаций, способных предложить свой вариант очистки отходов.

На текущий момент поступило более 60 заявок, пригодных для обсуждения. Сложность в многокомпонентности отходов: одни готовы утилизировать лигнин, вторые – золу, третьи – подшламовые воды, то есть работать с одним компонентом. А желательно иметь универсальную монотехнологию, способную обезвредить все вредные вещества. Такие тоже нам предлагают. Но они требуют опробования, – сообщил Александр Фролов.

Планируется, что из всех заявок будет отобран с привлечением ученых Сибирского отделения РАН десяток самых перспективных, которые пройдут летом опытно-промышленные испытания. После их окончания заказчику будет предложено самому выбрать наиболее подходящий.

По итогам публичных слушаний участники утвердили резолюцию, в которой отметили необходимость обратиться в Министерство природных ресурсов и экологии РФ с просьбой взять под особый контроль действия регионального правительства по ликвидации отходов, предложить правительству Иркутской области незамедлительно заказать проект селезащиты территории Слюдянского района и другое.