Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

Современное такси: что изменится для пассажиров

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Количество разрешений на перевозку пассажиров легковыми такси в Иркутской области заметно снижается. С 5 тыс. в 2011 году до 900 в последние годы. Предприниматели неохотно идут в сферу легальных перевозок легковым такси, предпочитая работать в тени. Как выжить таксомоторным компаниям в современных реалиях, какие нововведения появятся в их работе уже в этом году? Об этом говорили на конференции «Современное такси. Законодательство и правоприменительная практика».

Сырой закон

Существует минимальный перечень обязательных требований к легковым такси. В него входит наличие собственной производственной базы, прохождение в обязательном порядке медосмотров, осуществление предрейсового контроля технического состояния автомобилей.

Основная часть работающих на рынке такси – индивидуальные предприниматели, во владении которых находится только одно транспортное средство.

У нас 619 субъектов предпринимательской деятельности, из них 52% это ИП, имеющие по одному автомобилю. Для них соблюдать все требования проблематично. Ведь наравне с ними работают перевозчики, которые имеют по несколько десятков автомобилей, – считает Виктор Борщев, начальник отдела контроля в управлении автомобильного транспорта министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.

Основная проблема – в нормативно-правовом регулировании деятельности служб заказа такси. Существующее законодательство в свое время не предусмотрело появление сервисов заказа такси, вытеснивших с рынка перевозок множество фирм. Фактически в нынешних условиях выжили всего несколько фирм такси, и к ним предъявляется все больше требований.

В декабре 2018 года в Госдуме в первом чтении был принят законопроект, предусматривающий государственное регулирование отношений в области перевозок легковым такси и работы служб заказа легкового такси. Впрочем, законопроект оказался сырым, на него уже поступило огромное количество поправок. Более того, по мнению региональных экспертов, в нем содержатся признаки лоббирования интересов служб заказа легкового такси. Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта региона направило свои замечания, среди которых предложения по кардинальному изменению отдельных положений законопроекта.

Кто несет ответственность?

Первые шаги по «приструнению» агрегаторов такси уже сделаны. С 1 января 2019 года вступили в силу поправки в закон «О защите прав потребителей», касающиеся специального регулирования действий владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах. Нововведения направлены на защиту прав потребителей с участием тех лиц на потребительском рынке, которые ранее фактически не несли перед потребителями никакой ответственности, в частности, агрегаторы такси.

Как сообщила ведущий специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Иркутской области Анастасия Старостина, на законодательном уровне дано понятие термину «владелец агрегатора информации». Под ним понимается организация, либо ИП, которые являются владельцами программы, либо сайта в сети интернет, и которые предоставляют потребителю информацию об услуге и возможность оформить заказ и оплатить его.

Потребитель, а это любой из нас, имеет право в случае, если услуга не была оказана, обращаться за возвратом предоплаты агрегатору. Владелец агрегатора обязан в течение 10 дней с момента обращения потребителя вернуть списанные средства.

Также информацию о перевозчике пассажир может получить уже в салоне такси. На передней панели справа от водителя перевозчик должен разместить информацию о своем полном и кратком наименовании, условиях оплаты за пользование такси, визитную карточку водителя, разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Последнее должно предъявляться потребителю по его требованию.

Кассу в каждое такси

С 1 июля вступит в силу нововведение, которое снова ударит по легальным таксомоторным компаниям. В автомобилях, официально оказывающих услуги такси, должны появиться онлайн-кассы.

Это решение – результат поэтапного внедрения контрольно-кассовой техники (ККТ) в самых разных сферах деятельности.

Таксист должен выдать пассажиру чек или прислать его в электронном виде, – пояснил государственный налоговый инспектор контрольного отдела УФНС по Иркутской области Евгений Синьков.

Данные будут передаваться в налоговую службу через оператора фискальных данных, с которым предпринимателям нужно будет заключить договор. По словам Виктора Борщева, введение онлайн-касс главным образом ударит по легальным службам такси. На их плечи дополнительным грузом лягут расходы на приобретение программы, контрольно-кассовой техники в автомобили. Вместе с тем службы заказа такси, привлекающие на работу нелегалов, избегут дополнительных трат.

Нарушают ПДД

Благодаря агрегаторам сегодня каждый водитель может стать таксистом. Такой непрофессиональный подход, конечно, отразился на качестве и безопасности перевозок. Так, в 2018 году официально в Иркутске и районе зафиксировано 13 ДТП с транспортными средствами, работающими в службах заказа такси. В результате пострадали 17 человек, один погиб. Одно ДТП со смертельным исходом произошло уже в этом году на улице Байкальской в районе остановки «Баргузин». По словам заместителя начальника ОГИБДД МУ МВД России «Иркутское» Сергея Швина, количество ДТП с этой категорией транспорта традиционно велико и не уменьшается в течение последних трех лет.

Сергей Швин уточнил, что имеющиеся в ОГИБДД МУ МВД России «Иркутское» данные о ДТП с участием такси на самом деле не совсем достоверные, ведь зачастую частники, подрабатывающие в такси, совершив ДТП, отпускают пассажира, и доказать, что водитель оказывал услуги перевозки человека, невозможно. Чаще ДТП фиксируется, когда пассажиры получают травмы или погибают.

В апреле в течение недели мы проверили 350 транспортных средств, выявлено 260 административных правонарушений. 2/3 водителей, управляющих этой категорией транспорта, нарушают правила дорожного движения, – подмечает Сергей Швин.

В числе основных нарушений – несоответствие документации требованиям, техническая неисправность ТС. Выявить больше нарушителей позволят комплексы автоматизированной фиксации нарушений, которые уже начали работать в областном центре в тестовом режиме.

Другие материалы
Реклама от YouDo