На экономику развития выходит Иркутская область

Экономические показатели и данные о состоянии финансовой сферы Иркутской области последних лет свидетельствуют о том, что сформирован достаточно прочный базис для ускорения регионального развития. Есть все предпосылки для переформатирования экономической, бюджетной, социальной политики и выхода на полноценную «экономику развития». Об этом заявил губернатор Сергей Левченко во время оглашения ежегодного послания Законодательному собранию 10 апреля 2019 года.

– Я неоднократно говорил, что госплан – это комплексное развитие, в рамках которого первична экономическая отдача конкретной территории или проекта, при этом социальная и инфраструктурная составляющая в обязательном порядке увязаны с планами предприятий и показателями проектов, – отметил Сергей Левченко.

При разработке госплана начали изменять структуру экономики, чтобы появились новые отрасли, определять специализацию каждой конкретной территории, и влиять на развитие предприятий и проектов, чтобы они развивались быстрее.

– Нам не нужен план ради плана, а стратегия ради стратегии. Для нас госплан – это не бумаги, а инструмент развития, – сказал губернатор. – Помните, какие проекты были заложены в предыдущие стратегии социально-экономического развития Иркутской области? Это проект группы «Нитол» по производству поликремния, который похоронил экономику Усолья-Сибирского; это завод компании «Госстрой» в Хомутово, о котором так много говорили на различных форумах и выставках и который сразу после запуска попал под процедуру банкротства; это завод в Култуке, где очень непрофессионально отнеслись к выбору производственной площадки. Никто эту стратегию не критиковал, только хвалили. В итоге – вы все знаете результат. Подобные ошибки повторять нельзя.

Госплан – это набор совершенно конкретных показателей и задач. Если идет речь о незаконных рубках, то ставится четкая задача сократить их до 70 тыс. кубометров к 2023 году, то есть радикально решить эту проблему. Максимально конкретизированы целевые показатели отдачи от отрасли. Например, в 2019 году добавленная стоимость на 1 кубометр заготовленной древесины должна будет составлять 1,7 тыс. рублей, а к 2023 году – дойти до отметки в 2,5 тыс. рублей.

– Мы предполагаем, что по госплану должна появиться схема создания всей необходимой инфраструктуры для обеспечения точек роста – причем не только дорожной или инженерной, но и социальной, так как это необходимо для обеспечения потребностей людей, работающих или планирующих такую деятельность на территории конкретных муниципалитетов и участвующих в реализации всех проектов, – сказал Сергей Левченко. – Необходимо оценить масштабы и в отдельных отраслях пересмотреть действующие меры поддержки, а также просчитать возможность других источников финансирования.

В Усть-Куте для реализации масштабного газового проекта ИНК требуется привлечение всех видов ресурсов: частных, муниципальных, областных и федеральных. Масштаб проекта огромен не только для района, но и для всей страны: после его полноценного запуска ВРП Иркутской области, по предварительным расчетам, вырастет на 10%. Однако реализация данного проекта уже сейчас требует модернизации и расширения действующей инфраструктуры. Кроме того, важно оценить потребность в привлекаемой рабочей силе, в объеме возводимого для них жилья, социальных объектов, оценить нагрузку на уже имеющиеся сети. Основные показатели необходимо воплотить в комплексный проект.

– Конечно, мы делаем ставку на те территории, которые могут стать точками роста, но, разумеется, это не значит, что другие территории будут забыты – нет, социальные и инфраструктурные программы будут реализованы везде. Однако в части развития экономики мы особое внимание уделим тем районам, городам, поселениям, которые смогут выйти на устойчивый рост в ближайшие годы, – считает глава региона. – Отмечу, что наше государственное планирование полностью увязано и синхронизировано с ориентирами и задачами, которые заданы на федеральном уровне – в «майском» указе президента и основных направлениях деятельности правительства на период до 2024 года.

В этих стратегических документах установлены девять национальных целей развития, для достижения которых разработаны 12 нацпроектов. Проведена работа по обеспечению участия области в данных проектах. Было разработано и утверждено 49 региональных проектов, направленных на реализацию нацпроектов. По каждому региональному проекту заключены соглашения с федеральными органами власти на общую сумму более 12 млрд рублей. Всего из федерального бюджета в этом году мы получим более 20 млрд рублей – на 6 млрд рублей больше прошлогоднего уровня.

– Важно понимать, что нацпроекты – не только дополнительные средства для развития, но и обязательства по достижению целевых показателей. Я дал поручения правительству региона организовать ежемесячный мониторинг достижения целевых показателей в рамках нацпроектов. Задачи очень сложные. Контроль будет жестким, – сказал Сергей Левченко.

Он также отметил, что обеспечения инновационного сценария развития, изменения структуры экономики из сырьевой в инновационную объем мер господдержки должен соответствовать планируемой динамике промышленного роста в регионе. В 2019 году будет продолжена практика предоставления промышленным предприятиям субсидий и займов на льготных условиях. Приоритетными определены субсидии на модернизацию и техническое перевооружение производственных мощностей, компенсацию уплаты части лизинговых платежей, реализацию программ регионального Фонда развития промышленности. Рост экономики Иркутской области должен привести к дальнейшему росту ее бюджета, который будет обеспечиваться максимальной отдачей от всех вложений в развитие.