Эвенкийская мама Надежда Увачан воспитывает детей и родителей

Отрываться от мамы с папой, от родного дома ребятишкам всегда сложно. И хорошо, когда рядом есть взрослые, которые помогут, подскажут, а увидев грустные ребячьи глаза, просто погладят по голове или обнимут. Заведующая школьным интернатом села Ербогачен Надежда Увачан умеет находить общий язык и с малышами, и со старшеклассниками. Земляки совершенно справедливо называют Надежду Семеновну «эвенкийской мамой», ведь ближе нее у детей, пока они живут вдалеке от родных мест, никого нет.

Утром в школьном интернате тишина. Ребятишки в школе. В кабинете заведующей к ее плечу жмется первоклассник Алеша Вакорин из села Хамакар. Для начальной школы сделали дополнительные каникулы. Небольшие, домой не поедешь, вот и мается Алешка в пустых комнатах, ждет, пока вернутся его старшие друзья после уроков. В кабинете Надежды Семеновны веселее – то угостит чем-то вкусненьким, то приласкает.

Отвлекшись ненадолго от кипы тетрадок (Надежда Семеновна еще преподает в школе), руководитель показывает вверенное ее заботам «беспокойное хозяйство»:

– Комната для девочек младшего возраста, это – для старших мальчиков. Живут по четыре-пять человек. Рядом комната отдыха и класс для выполнения домашних заданий. Здесь у каждого свое место. Есть комната для умывания и теплый санузел.

Живут в интернате 20 ребятишек из отдаленных деревень Катангского района: Хамакар, Наканно, Ерема и Оськино. Вообще-то интернат рассчитан на проживание 50 ребятишек, поэтому нынешние постояльцы в нем располагаются вольготно. За порядком, кроме заведующей, следят три дневных воспитателя и два ночных. Контроль круглосуточный: мало ли что может случиться – это же дети. Да и находить общий язык с ребятней достаточно сложно: у каждого свой характер, причуды, капризы… Однако для Надежды Семеновны такой проблемы не существует.

– Может, потому, что я сама эвенкийка и в свое время росла в таком же интернате, – делится мыслями вслух.

Надежда Увачан родом из Наканно. Восемь классов окончила в деревне, благо в то время там еще была основная школа, а девятый-десятый – в Ербогачене. Рассказывает, хотела пойти в медицинский, но директор школы – заслуженный учитель РФ Зоя Васильевна Инешина – ее не пустила, твердо заявив: ты пойдешь только в пед! И документы не отдала. Девушка послушалась, уехала в Ленинград, поступила в институт имени Герцена, а через пять лет вернулась, имея на руках диплом преподавателя математики и физики. 17 лет проработала на своей малой родине, после переехала в Ербогачен. С того момента, как провела первый урок, минуло 40 лет.

– Я очень благодарна Зое Васильевне, – улыбаясь, поясняет Надежда Семеновна. – Что-то, видно, тогда она во мне разглядела, угадала. Я действительно ни разу не пожалела о том, что стала учителем. Мало того, если бы сегодня мне предложили выбирать, выбрала бы только эту профессию!

Результатами своего труда Надежда Увачан может по праву гордиться. Многие ее ученики сегодня выбирают технические специальности, где без отличного знания точных наук делать нечего. По ее предметам успеваемость стопроцентная, а все потому, что даже самые сложные темы она объясняет доходчиво и понятно. Связывает их с жизненными реалиями, придумывает понятные примеры. Проходят, допустим, явление диффузии. В детских глазах пустота. Тут же следует вопрос: где вы ее встречаете дома? Молчат. Завтракали утром, кашу ели? – вновь спрашивает учитель. – А каша из чего варится и как?

Или третий закон Ньютона: на каждое действие существует противодействие. Толкнул девочку – получишь удар в ответ. Плохо себя на уроке вели – учитель повысил на вас голос, и получился конфликт. Что это, как не закон классической механики? Чем дольше продолжается объяснение, тем больше горят глаза у детей – понятно и совсем несложно! И такой подход Надежда Увачан применяет не только для объяснения школьного материала.


Первоклассник Алеша Вакорин из села Хамакар

– Я всегда вступаю с учениками в диалог, – подтверждает она. – Никогда свое мнение выше их не ставлю. Задача преподавателя – показать ребенку, что ты его уважаешь, с ним считаешься. Зачастую бывает правым именно ребенок, а не взрослый. Надо выслушать, понять, а потом уже наказывать и принимать «меры». Такого же принципа я придерживаюсь, работая в интернате.

Надежда Семеновна категорически не согласна и с утверждением, что «раньше дети были лучше, а с нынешними работать невозможно». Поведение детей, по ее мнению, зависит от времени, в котором они живут. Во все времена бывают ребятишки со сложными характерами, но в любом ребенке можно и нужно найти что-то хорошее. Пусть даже он учится неважно, зато добрый и отзывчивый. Уверена: необязательно всем быть отличниками, главное – вырасти хорошим человеком!

Именно глубокое знание детской психологии и искреннее участие помогают Надежде Увачан находить общий язык с детьми разного возраста. Она хорошо знает всех ребят, сразу видит, если у кого-то что-то случилось, умеет и строго спросить, и пожалеть. Если для старшеклассников она старший товарищ, для подростков и малышей – вторая мама. Им, говорит, в интернате труднее всего: малыши в первое время ревут, капризничают, просятся домой. Зато когда в конце учебного года, облепляя ее со всех сторон, не хотят уезжать – это ли не награда? Добиться такой любви и доверия очень непросто, ведь в интернате жизнь детей подчиняется строгому распорядку. Заведующей каждый раз приходится напоминать своим воспитанникам о том, что надо обязательно чистить зубы и мыть ноги перед сном, прибираться в комнате, делать уроки, а отправляясь в школу, одеваться по погоде.

Кстати, воспитывает Надежда Увачан не только своих подопечных, но и их родителей. До слез огорчается, если у мам и пап не бывает контакта с детьми. Порой случается, что взрослые, приезжая в райцентр, живут в поселке месяцами, а к своим ребятишкам не приходят. Забывают поздравить с днем рождения, навестить в больнице… Чтобы разыскать непутевых родителей, она оббегает весь Ербогачен, заглянет в каждый магазин, к каждому их родственнику. Остались у кого деньги – заберет, нет – вложит свои и все-таки вручит долгожданный гостинец «от мамы» или оплатит долги за интернат или авиаперелеты. На такое «самоуправство» никто даже не думает жаловаться, ведь авторитет у Надежды Увачан в Ербогачене абсолютный.

– В моих действиях никогда не бывает никакой корысти, – объясняет она. – Просто я знаю менталитет эвенков. Это очень добрый и скромный народ. Они никогда не будут выпячиваться, чего-то требовать. Если что-то положено – получат, нет – отойдут в сторонку. Могут приспособиться ко всем условиям, если чего-то не хватает, обойдутся малым. Но, к сожалению, в их числе очень много неблагополучных семей. Порой по три-четыре месяца я не могу собрать плату за интернат. Зато когда в апреле все приезжают сдавать пушнину, я начинаю расставлять на них сети. Самое интересное, что все и всегда отдают деньги, пусть поздно.

Ничуть не меньше Надежду Увачан огорчает и постепенная утрата эвенками родного языка. Жалуется: дети по-эвенкийски практически не разговаривают, в школе язык не преподают. Поскольку все общение происходит на русском, у ребятишек нет ни желания, ни востребованности в его изучении. Как следствие, возникают трудности при поступлении в Санкт-Петербургский университет им. Герцена, где необходимо владение родной речью. Признается с улыбкой: сама родной язык понимает прекрасно, а разговаривает крайне редко. В основном со старенькой мамой, которая свободно владеет русским, эвенкийским и якутским, или с родными.

На вопрос: не устала ли она от своего «беспокойного хозяйства» и не подумывает ли уходить на пенсию, Надежда Семеновна категорично заявила:

– Я от детей не устаю. Буду работать, пока не дождусь молодого преподавателя.

Оказывается, нынче в школу на практику приезжала ее бывшая ученица, будущий учитель физики Ольга Каплина. Вначале, испугавшись современных акселератов, девушка дрогнула: «Я, наверное, в школе работать не буду!» Надежда Семеновна и класс для нее самый лучший подобрала, и помогала, чем только возможно. «Давай попробуем, – уговаривала. – Ты только не робей!» Была уверена: Ольга сможет работать в школе, потому что сама ее учила. И когда практикантка, возвращаясь на учебу, призналась, что, получив диплом, никуда, кроме школы, работать не пойдет, просто расплакалась от счастья.

– Я действительно счастливый человек, – призналась напоследок Надежда Семеновна. – Редко кому работа приносит радость, я же всю свою жизнь занимаюсь любимым делом.