Кто позаботится о пассажире?

Темой муниципального часа, состоявшегося на январской сессии Законодательного Собрания, стало состояние регулярных перевозок по муниципальным маршрутам. В обсуждении приняли участие председатели ряда законодательных органов муниципальных районов и городских округов.

По мнению председателя думы Братского района Владимира Ковалева, проблема пассажирских перевозок между отдаленными поселениями и райцентрами стоит очень остро. Иные населенные пункты из 56, расположенных на территории района, находятся в 250 километрах от райцентра. В настоящее время перевозку пассажиров по 19 маршрутам, которые окупаются, осуществляют 23 индивидуальных предпринимателя. Остальные маршруты из-за больших расстояний и малого числа пассажиров являются убыточными, на которых нет охотников, а покрывать издержки из местного глубоко дотационного бюджета невозможно.

Он предложил рассмотреть возможность субсидирования затрат на перевозку пассажиров в сельских муниципальных образованиях по регулируемым тарифам путем включения в областную госпрограмму «Развитие транспортного комплекса Иркутской области» или разработать специальную программу.

С аналогичными проблемами столкнулись и власти Усть-Илимска. Как рассказал председатель городской думы Усть-Илимска Сергей Зацепин, в прежние годы пассажирские перевозки в городе осуществляло муниципальное транспортное предприятие, которое впоследствии было ликвидировано. Сейчас транспортное сообщение в руках одного перевозчика. При заключении контракта он обещал, что тарифы не будут значительно повышаться. Но уже спустя два года начал отказываться от четырех невыгодных маршрутов. Пришлось субсидировать перевозки из городского бюджета. В прошлом году на эти цели было израсходовано более 6 млн рублей.

Монополист, по словам Сергея Зацепина, диктует свои условия, на которые городская администрация вынуждена идти. Единственный выход – организация муниципального перевозчика, который бы взял на себя обслуживание граждан с ограниченными возможностями, которых в городе 10%. Уже есть программа по приобретению низкопольных автобусов, но без помощи области ее не осилить.

Замминистра жилищной политики, энергетики и транспорта Ольга Золотарева согласилась, что из 361 маршрута, зарегистрированного в Иркутской области, часть из-за больших расстояний и малочисленности пассажиров, убыточна в обслуживании. Перевозчики же бьются за прибыльные, так называемые шоколадные маршруты. Сейчас министерство рассматривает возможность включать в один лот, разыгрываемый на конкурсах, одновременно и «шоколадные», и убыточные маршруты.

По словам зампредседателя думы Ангарского городского округа Артема Детышева, если с автотранспортным обслуживанием населения наведен в последнее время порядок, и льготный проезд обеспечивают как частные перевозчики, так и муниципальный транспорт, то муниципальное предприятие «Ангарский трамвай» находится в крайне тяжелом экономическом положении. Из 40 единиц подвижного состава 27 вагонов эксплуатируется более 25 лет, износ составляет 100%. Предприятие не в силах производить замену за счет собственных средств, несмотря на проведенную оптимизацию расходов. Из городского бюджета выделяется субсидия в целях возмещения части затрат, но на покупку новых вагонов в бюджете просто нет денег.

– Трамвай, – сказал Артем Детышев, – символ нашего города, значимый вид транспорта, которым пользуются многие категории пассажиров. Необходимо сохранить его.

Как считает депутат Заксобрания от Ангарска Сергей Бренюк, отказываться от трамвая еще рано:

– Трамвай – не только привычный для горожан вид транспорта, но сдерживающий фактор монополизации и роста стоимости автомобильных перевозок. Я предлагаю обеспечить электротранспортом города области с помощью софинансирования с областным бюджетом, а также установить более низкие щадящие тарифы на электроэнергию для электротранспорта. И еще одно. В свое время установление тарифов на пассажирские перевозки передали муниципальным образованиям. Необходимо изучить, какие последствия это принесло. Если они устанавливаются в угоду перевозчикам, то, возможно, есть смысл вернуть их на областной уровень.

По информации Ольги Золотаревой, в прошлом году получено 10 трамваев благодаря помощи правительства Москвы. В настоящее время подготовлено письмо в российское правительство о помощи в приобретении 20 трамвайных вагонов, которые предназначены для Ангарска и Усолья-Сибирского.

В Иркутской области в реестре значится 361 межмуниципальный маршрут, из которых 224 – пригородного сообщения. Обслуживание 322 маршрутов осуществляется по регулируемым тарифам, по 39 – нерегулируемым. Перевозку пассажиров и багажа осуществляют 149 перевозчиков, в числе которых одно акционерное общество, 110 – муниципальных предприятий, одно товарищество и 33 общества с ограниченной ответственностью.

Еще одну проблему обозначил председатель думы Киренского района Сергей Куклин. Транспортное сообщение в Киренске, располагающем 12 тыс. жителей, осложняет его географическое местоположение: у слияния двух рек – Лены и Киренги. Для переправы с одного берега на другой действуют три парома. Все они находятся в частных руках, как и цены на билеты. Только в зимнее время, когда действуют ледовые переправы, можно без лишних затрат добраться до нужного места. Для осуществления бесплатной переправы и в летнее время, по мнению Сергея Куклина, необходимо рассмотреть возможность софинансирования расходов на паромную переправу из областного и местного бюджетов.

Его предложение поддержала председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова:

– Это единственный город в области, в черте которого действуют три паромные переправы. Для посторонних это экзотика, но для местных жителей – существенные дополнительные расходы. Городской администрации необходима поддержка. И механизм этой поддержки уже разработан два года назад. Осталось запустить его в действие.

В ходе обсуждения председатель комитета по бюджету ЗС Наталья Дикусарова предложила инициировать на областном уровне разработку программ, направленных на поддержку как муниципальных, так и частных перевозчиков, которые бы учитывали возможности местных бюджетов и степень отдаленности поселков.

Ее поддержали коллеги Антон Романов и Георгий Любенков. При этом, комментируя выступление областного министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артура Сулейменова, обратившего внимание на то, что организация муниципальных и межмуниципальных перевозок относится к полномочиям местной власти, Антон Романов заметил, что сегодняшняя система межбюджетных отношений не позволяет органам местного самоуправления эффективно решать данные вопросы местного значения.

Подводя итоги обсуждения, спикер областного парламента Сергей Сокол заверил, что все предложения, озвученные депутатами областного парламента и местных дум, найдут свое отражение в виде рекомендаций правительству области в соответствующем постановлении Законодательного Собрания.

– Муниципалитеты не должны в одиночку решать проблему пассажирских перевозок, которая им не по силам. Необходимо подключить как резервы областного бюджета, так и федерального. В то же время смотреть в будущее и брать в расчет агломерацию, которая нам позволит развивать скоростные виды пассажирского транспорта.