Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

30 января 2019

В Иркутске возродили усадьбу авиаконструктора Николая Камова

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Флигель иркутской исторической усадьбы по улице Декабрьских Событий, 20, где жила семья известного советского авиаконструктора вертолетной техники, лауреата Государственной премии Николая Камова, скоро вновь станет обитаемым. В доме заканчивается реставрация, ему будет возвращена жилая функция.

– Почти уникальный для современного Иркутска случай, когда памятник деревянного зодчества будет использоваться как индивидуальный жилой дом, – подчеркнул руководитель архитектурно-реставрационной мастерской АРМ-10, главный архитектор проекта Алексей Поликарпочкин. – Лучшей функции для него сложно представить, ведь это гарантия того, что за домом будут ухаживать и бережно к нему относиться.

Усадьба расположена в центральной исторической части города, на территории так называемого Желябовского комплекса, где сохранились целостные фрагменты жилой деревянной застройки Иркутска второй половины ХIХ – начала ХХ века. До настоящего времени сохранилось несколько исторических построек усадьбы, имеющей современный адрес – улица Декабрьских Событий, 20: главный доходный дом и два дворовых флигеля. Главный дом (литера А) и двухэтажный флигель (литера Б) являются объектами культурного наследия. Сегодня мы рассказываем о флигеле, на котором завершаются ремонтно-реставрационные работы. Этот дом в советское и постсоветское время находился в муниципальной собственности, затем за ветхостью был отселен и передан в оперативное управление Агентства развития памятников Иркутска (АРПИ). Именно Агентство провело организационную работу, необходимую для воссоздания флигеля, а также нашло инвестора, который и профинансировал реставрацию.

– Архивные материалы говорят о начале формирования усадьбы в 1840-е годы, однако мы знаем, что эту часть города уничтожил большой иркутский пожар 1879 года, – рассказала архитектор, автор проекта Лидия Захарова. – Существующие постройки, а это три интересных деревянных здания, мы можем отнести к так называемым послепожарным. Главный дом усадьбы датируется 1880 годом, флигель под литерой В – 1908 годом, а вот с нашим реставрируемым объектом – литера Б – не все так однозначно. С помощью натурных исследований удалось установить интересную историю его строительства. Еще до пожара в глубине усадьбы были возведены службы – одноэтажное здание-пятистенок. Первоначально в одной части была расположена кухня, во второй жила прислуга. Службы пострадали, но чудом выжили в пожаре, об этом говорит значительный культурный слой – нижние венцы находились ниже золы от пожара.

Позже здание было достроено вторым этажом, а к северо-западному фасаду пристроен прируб с лестницей. Об этом факте говорит разная рубка стен первого и второго этажей, замковые соединения бревен и несовпадающие оси оконных проемов. В начале ХХ века со стороны северо-восточного фасада был возведен двухэтажный прируб. Об этом свидетельствуют разные отметки фундамента и различия в декоре и рубке стен. Таким образом, за несколько десятков лет здание выросло от одноэтажной служебной постройки до сложного в плане и в объеме здания.

– Флигель сложно отнести к какому-либо архитектурному стилю, часто к подобным постройкам применяется термин «городская эклектика», но он очень неконкретен и может характеризовать практически любой городской деревянный дом конца ХIХ – начала ХХ века, – отметила Лидия Захарова. – Здание формировалось во времени и представляет ценность как элемент традиционной иркутской усадьбы. В его объеме и декоре прослеживается влияние местных традиций.

Однако усадьба интересна, прежде всего, как исторический объект. Известно, что будущий авиастроитель провел в ней детские годы – с 1902 по 1918 годы. Он родился 1 сентября 1902 года в Иркутске. Был крещен в Благовещенской церкви. Его отец Илья Михайлович преподавал русскую словесность в промышленном училище, занимал видное место в общественной жизни города. Не менее активной была и мать будущего авиастроителя и ученого – Елена Федоровна. Она состояла членом родительского комитета Иркутской первой женской гимназии. Дети Камовых получили прекрасное воспитание и образование, в семье много читали, интересовались литературой, поэзией, в доме была богатая библиотека. Принадлежность к средним слоям иркутского общества, прекрасное домашнее воспитание, пример и влияние отца и матери позволили Николаю Камову получить достаточно серьезное по сибирским меркам образование в коммерческом училище, привили интерес к науке и научным исследованиям. Еще в юности он увлекся авиацией во время посещений показательных полетов на иркутском ипподроме. В 1928–1929 годах возглавляемая Николаем Камовым конструкторская группа при «Осоавиахиме» создала первый советский двухместный винтокрылый летательный аппарат и впервые ввела для него определяющее слово «вертолет».

Связь с Иркутском Николай Камов поддерживал постоянно, гордился тем, что сибиряк, много рассказывал о своей юности, о друзьях в Иркутске, всегда помогал своим землякам. Одной из первых своих послевоенных машин КА-8 присвоил название «Иркутянин».

– Личность Николая Камова – выдающаяся по своим заслугам не только для нашей страны, но и для мировой вертолетной техники, поэтому понятна заинтересованность иркутян в установлении точного адреса его проживания в городе и необходимости сохранения этого объекта для потомков, – подчеркнул Алексей Поликарпочкин.

Что касается состояния здания, то ему не очень повезло, в последнее время оно стояло заброшенное, конструкции на момент обследования были аварийными. Сруб сильно погружен в культурный слой, а венцы выше значительно поражены гнилью. Микологическое обследование показало критические результаты. Реставрировали объект методом переборки, сохранившиеся венцы использовали, в том числе, в качестве образцов.

– Главное здание – двухэтажный доходный дом – интересно своими эклектичными фасадами с использованием элементов классицизма, особый шарм зданию придает веранда дворового фасада, выполненная в местных традициях, – рассказала Лидия Захарова. – Здание поддерживается в удовлетворительном состоянии, однако ему необходима реставрация – заметны деформации конструкций, утраты декора.

Второй одноэтажный деревянный флигель, расположенный в глубине двора, визуально выглядит неплохо. Эта постройка хоть и не отнесена к объектам культурного наследия, но представляет определенную историко-культурную ценность как дореволюционное внутриусадебное строение, возведенное хозяевами усадьбы, предположительно Камовыми.

Другие материалы
Реклама от YouDo