16 января 2019

Русского «Короля Лира» поставили в Иркутском ТЮЗе

В Иркутском ТЮЗе поставили повесть Ивана Тургенева

Шекспировские страсти по-русски – в Иркутском театре юного зрителя поставили спектакль «Степной король Лир» по повести Ивана Тургенева. Премьеру, которая состоялась 15 декабря 2018 года, приурочили к 200-летию со дня рождения классика. Режиссер спектакля – директор ТЮЗа Виктор Токарев начал работу над этим произведением более 20 лет назад. Он считает, что пьеса сегодня очень актуальна, ведь в ней поднимаются непростые вопросы взаимоотношений отцов и детей, человеческой алчности и морали.

– Когда я учился режиссуре в 1997 году, инсценировка по этому произведению была частью моего диплома, – рассказал Виктор Токарев. – На мой взгляд, это произведение вне времени, не случайно, когда Тургенев перевел «Короля Лира», у него возникла идея рассказать эту историю на русской почве. Он, конечно, многое изменил, в том числе и масштаб трагедии – здесь на кону не государство, а имение, но суть осталась прежней – отец делит наследство и в результате сам оказывается на улице. Несмотря на то что прошли века, и сегодня дети могут годами биться за наследство, ненавидеть друг друга и сживать со свету своих престарелых родителей.

Роль главного героя – Мартына Павловича Харлова – в постановке сыграл заслуженный артист РФ Николай Кабаков. С самого начала действия, которое происходит в имении его соседки Натальи Николаевны Беловзоровой (Марина Егорова), зрители получают противоречивую характеристику персонажа. С одной стороны, он спас помещицу от смерти, когда лошадь понесла ее экипаж в овраг, а с другой стороны – уморил свою жену крутым нравом.

– Мы осуждаем поступок дочерей Харлова, но видим, что наш русский король Лир – тиран, который своим воспитанием и поступками взрастил это семя, – подчеркнул Виктор Токарев. – Все окружающие его тоже недолюбливают за непомерную заносчивость и гордыню, кроме, может быть, помещицы Беловзоровой, которая ему благодарна. У него к ней тоже особое отношение, ведь он видит в ней истинную христианскую добродетель. Кстати, фамилию героини я взял из другого произведения, чтобы тем самым подчеркнуть ее главное качество – умение видеть в людях лучшее.

В начале спектакля на дне рождения сына Беловзоровой (Павел Матушевич, Никита Никитин, Павел Савин) мы видим, что в доме помещицы живут разные люди. Среди них: шурин Харлова по прозвищу Сувенир (Сергей Павлов, Михаил Ройзен), презираемый Харловым, и который сыграет в жизни степного короля Лира роковую роль.

– Вокруг Беловзоровой разный народ – воспитанники, приживалы, но она старается всех облагодетельствовать, в том числе и самого Лира, – пояснил Виктор Токарев. – Она очень хорошо видит его недостатки, но все-таки надеется на то, что он может измениться, победить свою гордыню.

Началом трагедии является сон Харлова про черного жеребенка, привидевшийся герою во время нападавшей на него меланхолии. Подозревая, что это предвестник смерти, помещик решает разделить свое имение на неравные доли между дочерьми – внешне покорной, но затаившей обиду на отца, Анной (Наталия Маламуд) и его любимицей Евлампией (Анжела Маркелова, Анна Терехова). Несмотря на предупреждения многих об опрометчивости такого решения, герой со свойственной ему решимостью доводит раздел до конца и вверяет свою судьбу милости дочерей.

Во втором действии на сцене вместо уютного дома зрители видят клетки с замками, символизирующие новый уклад жизни в поместье, и Харлова, лишенного не только власти, но и привычных ему слуг, экипажа и прочего. Униженный родными, он все время рыбачит на берегу пруда. В это время его дочь Евлампия погрязла в грехе, вступив в любовную связь с мужем своей сестры Владимиром Васильевичем Слеткиным (Александр Стерелюгин, Александр Карпенко). Загадочная и привлекательная в первом действии, здесь она предстает перед зрителями развратной и безумной. Не в лучшем свете проявляет себя и ее сестра, которая, как затравленная змея, показывает свое ядовитое жало, обещая отравить неверного мужа и наказать сестру. Накалившиеся страсти приводят к тому, что дочери и зять выгоняют отца из дома.

– Парадоксально, но благодаря этой тяжелой ситуации в душе Харлова наступает раскаяние и просветление, которого так ждала от него Беловзорова, – отметил Виктор Токарев. – Герой осознает причину всех своих страданий, он понимает собственную вину. Его духовное возрождение стало бы возможным, но глумливые провокации со стороны Сувенира добивают его издевками. В итоге герой мчится в поместье, крушит свой дом, и мы понимаем, что трагический финал неизбежен.

В этот страшный момент Евлампия раскаивается в своих поступках и просит прощения у отца. Однако судьба Харлова уже предрешена, но в последнюю секунду перед смертью он говорит: «Тебя-то я, доченька, не про…» и умирает.

– Евлампия так и не узнала, проклял или простил ее отец, кстати, у Тургенева эта героиня после гибели отца уходит из дома, организовывает секту и объявляет себя Богородицей, – отметил Виктор Токарев. – Так один грех порождает другой, и пока не наступит искреннего покаяния – веревочка будет виться, предвещая трагический конец. «Степной король Лир» – психологически наполненное произведение с драматическим сюжетом и трагедийным финалом, поэтому оно не отпускает меня много лет. Кстати, и актерам было очень интересно работать над спектаклем. Особенно исполнитель главной роли Николай Кабаков смог ощутить всю сложность характера своего героя и сделал очень много важных сценических предложений. Другие актеры также с большой самоотдачей работали над этой пьесой. И такой накал чувств не может не передаваться в зрительный зал, поэтому многие люди выходят из зала со слезами на глазах.

Трагедия русского «Степного короля» и его семейства глубоко трогает зрителя и заставляет задуматься над тем, как мы живем, над своими поступками, мыслями, чувствами.