Владимир Новожилов: Приангарью нужен детский медицинский центр нового поколения

Владимир Новожилов – единственный врач в областном парламенте. Депутатом Заксобрания он стал по итогам довыборов в сентябре 2016 года. В интервью газете «Областная» главный врач Ивано-Матренинской детской клинической больницы представил свой взгляд на решение многолетних проблем в медицине и перспективы развития регионального здравоохранения.

– Владимир Александрович, в Иркутске вас знают как прекрасного детского хирурга, вы возглавляете одно из передовых медучреждений Сибири. А еще вы профессор, член ассоциации детских хирургов России. Зачем связались с политикой?

– Сам себя считаю в первую очередь хирургом, а уж потом главврачом и депутатом. Но оперирую, конечно, реже, чем раньше. В операционной я в какой-то степени душой отдыхаю, потому что переключаюсь на любимое дело. Наша жизнь складывается так, что без политической работы, без общественного движения невозможно добиться каких-либо результатов. Моя парламентская работа началась с думы Иркутска. Необходимо было достроить операционный блок, который был нужен как воздух не только больнице, работающей в экстренном режиме 24 часа в сутки, но и городу, и региону в целом. Получилось так, что в областном парламенте не оказалось ни одного врача. Хотя здравоохранение – один из приоритетов госполитики. Я решил восполнить этот пробел. У меня есть мечта – построить в Иркутске детский медицинский многопрофильный центр.

– По сравнению с коллегами по депутатскому корпусу у вас было меньше времени на работу в областном парламенте. И все-таки, чего удалось достичь?

– Немного перефразирую народную мудрость: один в парламенте не воин. Результат во многом зависит от командной работы. Вместе с коллегами из комитета по здравоохранению и социальной защите мы приняли ряд серьезных законотворческих инициатив. Одна из них касается приемных семей для пожилых людей, нуждающихся в индивидуальном уходе. Другой наш законопроект был связан с введением дополнительных стипендий для отличников, одаренных детей, поступивших в Иркутский медуниверситет на педиатрию или лечебное дело. Это станет сдерживающим фактором от утечки мозгов. Талантливые студенты не будут уезжать из Иркутска, а продолжат учиться и работать в нашем регионе.

Рад, что парламентарии и региональное правительство помогли студентам базового медицинского колледжа. Раньше учебное заведение располагалось в здании, которое практически не подлежало восстановлению. Было принято решение, чтобы колледж переехал в здание на улице Сергеева, где ранее располагался негосударственный вуз. Здесь есть лекционные классы, симуляционные кабинеты, спортивный зал, столовая с горячим питанием. Площади нового здания позволяют увеличить набор студентов.

Много баталий было по поводу школьного питания. С сентября 2018 года изменится расчет бесплатного школьного питания, которое преимущественно получают дети из многодетных и малообеспеченных семей. При формировании стоимости питания будут использовать набор продуктов, удовлетворяющих не менее 30% суточной потребности в пищевых веществах и энергии для школьников разных возрастов, а также с учетом реального уровня цен.

Еще много вопросов остается – оснащение школ медицинскими кабинетами, в сельских территориях нужны теплые туалеты. Надеюсь, в будущем созыве они найдут свои решения.

– Своим примером вы стараетесь изменить подход к детской медицине в Приангарье. Например, в бывшем доме ребенка удалось открыть реабилитационный центр для детей от трех месяцев до четырех лет.  

– О таком реабилитационном центре, рассчитанном на 45 маленьких пациентов, я давно мечтал. Цель его открытия – уменьшить инвалидизацию, ведь сюда попадают дети, которые появились на свет раньше срока, с критически низкой массой тела, а также дети с генетическими заболеваниями, нарушениями развития. Помимо врачей и медперсонала с ребятишками работают педагоги, психологи, логопеды, дефектологи.

Кроме того, на 23-м километре Байкальского тракта должно быть создано отделение восстановительного лечения. В свое время санаторий, занимающий площадь 33 гектара, нам подарил губернатор Юрий Ножиков. Много времени ушло, чтобы снять все юридические вопросы. Теперь необходимо провести реконструкцию здания, благоустроить территорию.

– Вы сказали, что хотите построить детский многопрофильный центр. Разве недостаточно Областной детской или Ивано-Матренинской больницы?

– Если мы не построим, тогда в соседнюю Бурятию будем детей возить. Там уже занимаются строительством республиканского медицинского центра. Областная детская больница, как и Ивано-Матренинская, располагаются в устаревших помещениях. Во многом они просто не соответствуют современным санитарным нормам и требованиям. Можно, конечно, что-то постоянно пристраивать, но радикально проблему не решить. А нам нужен рывок в будущее!

Центр должен стать больницей нового типа, оказывающей помощь детям с любой патологией. Предполагается, что он будет состоять из таких структурных подразделений, как хирургический блок, круглосуточный диагностический центр, лабораторный комплекс и других. Он также будет объединен с научно-образовательным комплексом. Таким образом, создание центра решит три задачи: лечение пациентов, подготовка медицинских кадров и развитие научной базы.

Иркутск и его пригородные территории активно строятся и развиваются, число населения неуклонно растет. И мы должны всем обеспечить доступ к качественной медицинской помощи. К тому же расстояния в нашей стране огромные. Везти ребенка на лечение из Сахалина в Москву – проблемно и дорого. Поэтому люди предпочитают ездить на операции в Корею или Китай. Хотя Ивано-Матренинская больница подняла детскую хирургию на совершенно другую ступень, теперь это звездочка на карте страны! К нам уже приезжают на лечение из Бурятии, Забайкалья, Якутии, Дальнего Востока.

– Проект Иркутского многопрофильного детского центра получил поддержку властей – на федеральном или региональном уровне?

– В областном бюджете на 2018 год мы заложили 15 млн рублей на предпроектные работы и будем тщательно следить за сроками, чтобы проект начали делать уже в текущем году. Мы рассчитываем на федеральное софинансирование. Соответствующая работа уже проведена.

– Владимир Александрович, а что, на ваш взгляд, еще нужно нашему здравоохранению, чтобы поднять его на качественно новый уровень?

– Глобальная цифровизация! Нужно создать единую информационную платформу для регистрации и идентификации больных. Для чего? У вас есть лечебная карта в поликлинике. Окажись вы в другом городе, вам потребуется медпомощь, а карточки у вас на руках нет. Что делать? Вот для этого и нужна единая информационная база, где бы хранились все данные о здоровье граждан. Далее – цифровая телемедицина. Для отдаленных районов посредством интернета и телекоммуникаций можно проводить консультации врачей, что позволит оперативно оказывать лечение на месте, а не тратить время на перевозку больного. Единый call-центр мог бы оказывать консультации иногородним пациентам, направляя их в нужные медучреждения.

– Это все из области будущего. А на селе сегодня нужны ФАПы, врачи. Власти не знают, какими пряниками заманить молодых специалистов в глубинку. У вас есть ответ на этот вопрос?

– Действительно, ФАПы нужно строить так же активно, как в свое время это было с детскими садами и школами. С коллегами рассматривали варианты по применению модульных технологий. Молодых специалистов, кроме подъемных, надо обеспечивать ведомственным жильем. Считаю, что надо вернуть субординатуру – шестой курс подготовки медицинского института. Чтобы человек, который получает определенную специализацию, – хирурга, терапевта, акушера-гинеколога, был ориентирован в профессии и после окончания вуза не уходил в коммерческие структуры и фирмы. Как вариант – ввести обязательную отработку для бюджетников. В советское время была система распределения, сегодня необходимы иные механизмы привлечения специалистов в глубинку.

– Другая проблема, набившая оскомину: поликлиники располагаются в приспособленных или арендованных помещениях, не выдерживающих большого числа пациентов. Из-за диких очередей к врачу порой не пробиться. Как быть?

– Давайте называть вещи своими именами: в Иркутске поликлиники находятся в общежитиях! В свое время это был вариант временного размещения. На мой взгляд, нужно изменить подход к поликлиникам. Зачем они нам нужны? Для первичного осмотра у врача и получения справки. С этими функциями вполне могут справиться медицинские офисы, которые необходимо открывать в новых микрорайонах. В поликлинику участковый врач будет направлять к узким специалистам или на рентген. Возможно, я идеалист, но верю, что будет именно так.