Сибирская быль

Повесть Валентина Распутина о судьбе простой деревенской девушки Настены, муж которой стал дезертиром, поставила актриса и режиссер Иркутского ТЮЗа Елена Константинова. Однако в ее интерпретации произведения «Живи и помни» на первый план выходит не предательство главного героя, а размышления о том, что нужно ценить жизнь. Премьера спектакля состоялась 15 марта, в день рождения писателя.

– С возрастом многие вещи пересматриваешь, и для меня в этом произведении в последнее время на первый план выходят сожаления героев о том, что они все откладывали на потом, не жили во всю силу, надеясь, что еще наживутся и налюбятся, ведь век длинный, – отметила Елена Константинова. – Но на самом же деле оказывается, что у живущего есть только настоящее, поэтому писатель говорит нам – живи, он всем желает здравия, но предостерегает – помни, что у нас есть лишь этот момент.

_R2A9336Спектакль, жанр которого определили как сибирская быль, поставили в камерном формате. 100 кресел для зрителей установили прямо на основной сцене. Декорации Дарьи Соколовской – нарисованные избы с наличниками, панорама с домиками на холмах на зеркале сцены – погружают зрителей в деревенские реалии. Минимум реквизита – стол, лавка, печка и белое полотно, которое превращается то в ковер-самолет, перемещающий героев в их счастливое прошлое, то в реку, как последнее пристанище главной героини – лишь подчеркивает символичность действия. На суперзанавесе – старинные фотографии родственников артистов, занятых в постановке.

– За всеми нами стоит наш род, недаром Родина и род – однокоренные слова, поэтому появление этих фотографий на сцене символично, – отметила Елена Константинова. – Персонажи нашего спектакля рассуждают на эту и другие сокровенные темы, поэтому мы решили поставить его в камерном пространстве, ведь здесь важно видеть лица героев, чувства, малейшие нюансы их мимики, слышать без микрофона все, что они говорят.

И это помогает лучше понять героев, которые любят, страдают, ненавидят, стыдятся своих поступков, но, несмотря ни на что, хотят жить. Как Андрей Гуськов (артист Александр Стерелюгин), движимый страстным желанием увидеть родных, зимой 1945-го после ранения из госпиталя едет не на фронт, а на малую родину – в деревню Атамановка. Здесь он открывается только своей жене Настене (Анжела Маркелова), которая принимает мужа, несмотря на его малодушие. Бедной девушке приходится лгать родным и знакомым, чтобы помочь любимому выжить. Благодаря самоотверженности Настены их чувства переживают второе рождение. Андрей, жизнь которого уже предрешена, на пороге гибели пересматривает свое отношение к жене. На фоне внезапного тайного счастья супругов зрители видят судьбы других героев – Надьки (артистка Елена Ивочкина) и Екатерины (Наталия Маламуд), чьи мужья погибли на фронте, Лизы Вологжиной (артистка Ирина Конденко), супруг которой Максим (артист Дмитрий Иванов) вернулся героем. Без слез невозможно смотреть на родителей Андрея Гуськова Михеича (заслуженный артист РФ Владимир Привалов) и Семеновну (Елена Грищенко), которые ждут, но так и не дождутся сына с фронта. Отношения с невесткой осложняет долгожданная, но неуместная в данных обстоятельствах беременность Настены. Михеич догадывается, что его сын дезертир, а Семеновна, думая, что Настена нагуляла ребенка, выгоняет ее из дома. Спектакль заканчивается трагически. Однако по настроению финал скорее светлый, ведь героиня в конце освобождается от лжи, которая отравила последние месяцы ее жизни.

Инсценировка Елены Константиновой максимально приближена к тексту. Однако режиссер не пыталась наполнить спектакль всеми смыслами, которые вкладывал в повесть Валентин Распутин. В результате постановка получилась емкой и не затянутой – всего 1 час 40 минут без антракта, которые пролетают для зрителей незаметно.

– Творчество Распутина настолько многогранно, что уместить весь материал повести в один спектакль было просто нереально, – отметила Елена Константинова. – Там такие глубины и такая философия, что если бы мы решили раскрыть их все, то спектакль получился бы многосерийным. На мой взгляд, лучше, если у зрителя останутся вопросы, тогда он придет домой и сам погрузится в текст этого произведения.