05.12.2018 10:35
Фото
предоставлено Байкальским ПСО
Фото:
предоставлено Байкальским ПСО
05.12.2018 10:35

Зимний Байкал ошибок не прощает

Подробности трагедии на Малом Море

Сразу два несчастных случая с плавсредствами на Байкале произошли во второй половине ноября. Один из них приключился на Малом Море, близ мыса Зундук. Катер «Скорпион» перевернулся, не оставив шансов выжить мужчинам, находящимся в нем. В Бурятии произошел и вовсе дикий случай – рыбаки отправились в зимнее плавание по Байкалу на деревянной лодке. Итог – и лодка, и рыбаки вмерзли в лед Байкала. Что заставляет людей отправляться в плавание по зимнему Байкалу вопреки штормовому предупреждению, ветрам и бурям, остается загадкой…

Двое из четырех найдены

Катер «ПР-433» под названием «Скорпион» в Малом Море пропал в воскресенье, 25 ноября, около 23 часов у мыса Зундук. На борту находились четверо мужчин. О трагедии стало известно от родственников пострадавших, которым один из пассажиров катера позвонил и сообщил, что судно переворачивается.

Решающую роль здесь сыграл ветер и поднятые им волны. Метель бушевала не только на Байкале, но и в Иркутске, и других городах и поселках области, обрывая провода, переворачивая легкие, плохо закрепленные конструкции, срывая крыши.

Четверо знакомых, по всей видимости, не подозревающих о предстоящем шторме, отправились из Порта Байкал на катере «Скорпион» в сторону Ольхонского района.

По информации Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, все четверо мужчин, находящихся в катере, были в приятельских отношениях. Один из них проживал в Байкальске, остальные в поселке Порт Байкал. Судно принадлежало одному из жителей поселка. Примечательно, что приятели совершали такое продолжительное путешествие не первый раз. Так, по словам родственников, мужчины стремились разнообразить свой досуг, отдохнуть. Перед этим случаем подобное приключение у них было в 2016 году.

Сложно представить, что пассажиры катера могли пренебречь безопасностью и отправиться в плавание по зимнему Байкалу в тяжелых погодных условиях. К тому же судно было оборудовано GPS-навигацией, другими необходимыми приборами. Один из пассажиров перед трагедией звонил родственникам, те сообщили ему о начавшейся метели, а он рассказал о полном штиле на Байкале.

Погода переменилась, вероятнее всего, резко. Шторм начался неожиданно, что не редкость в это время на Малом Море. Один из пострадавших впоследствии от стихии пассажир успел сообщить родным, что катер перевернулся.

Родственники поспешили рассказать о случившемся в МЧС. Спасатели на следующий день, как только позволила погода, начали поиски катера и его пассажиров. 26 ноября было обследовано 60 км береговой линии, с помощью авиации – вертолета Ми-8 МЧС России – 15 кв. км акватории.

Уже во второй половине дня на острове возле Нюрганской губы нашлось тело мужчины в спасательном жилете, а также спасательные круги, газовый баллон и спасательный плот. Все это обнаружили местные жители. Средства спасения не смогли в этом случае спасти жизни пассажирам.

На следующий день наземная группа осмотрела еще 14 км береговой полосы. На берегу Байкала снова началась метель, не было никакой возможности применить воздушное судно и продолжить поиски.

О результатах поисковых работ ГУ МЧС доложило 28 ноября. Спасатели нашли тело второго пассажира катера в районе населенного пункта Песчаная на острове Ольхон. Еще два пассажира так и остаются не найденными, как и катер.

На свой страх и риск

Как отметил замначальника Байкальского поисково-спасательного отряда Евгений Зинов, навигация на Байкале заканчивается 25 декабря, тем не менее в минусовую температуру водные суда выходят на Байкал на свой страх и риск.

Дело в том, что судно начинает стремительно обмерзать, его надводная часть становится тяжелее, чем подводная, после того, как появилась наледь, оно с легкостью переворачивается, и здесь даже ветер не нужен.

– Переворот судна в таком случае – дело времени. Если температура -5 градусов, то это уже чревато последствиями, что уж говорить про -20 при штормовом ветре более чем 30 метров в секунду, в который попали пассажиры катера, – говорит Евгений Зинов.

Не найденными сегодня по-прежнему остаются два пассажира и судно.

– Точное место нахождения корабля мы определить пока не можем. Этого сделать не дает погода, постоянный ветер. Примерно известно место, откуда был последний звонок одного из пассажиров родственникам – это мыс Зундук. Глубины в этом районе до 200–250 метров, – продолжает Евгений Зинов. – Для дальнейшего поиска приходится привлекать водолазов и специальную технику.

Спасатели ищут пропавших пассажиров в районе мыса Зундук и Песчаной. К работе привлечены порядка семи спасателей-водолазов. Помогает в поиске катер «Виталий Тихонов», который оборудован локатором бокового обзора и телеуправляемым необитаемым подводным аппаратом «Фалькон», который способен обнаружить затонувшие объекты на большой глубине.

– Площадь поиска 16 на 16 километров. Такую территорию «Фальконом» под водой не отработаешь, – уверен Евгений Зинов. – Прибор этот не поисковый. Зная точку, его можно спустить, выполнить необходимую работу максимум на площади 50 на 50 метров.

В поисках спасателям помогает еще и локатор бокового обзора, который способен найти на дне тот или иной предмет. Впоследствии в обозначенную точку опускается «Фалькон», и предмет обследуется точечно. Катер «Скорпион» пока найти таким образом не удается.

– Ветер не дает работать. Когда погода позволяет, отрабатываем площадь. Где судно затонуло, сказать сложно. Протечек мы не видим, возможно, топливо сносит волной в другую сторону, – отмечает замначальника БПСО по поисково-спасательным работам.

«Скорпион» спасатели характеризуют как судно достаточно надежное:

– Оно поменьше «Ярославца», но более мореходное. Просто погодные условия сложились неблагоприятные. Малое Море славится ветрами, типа известной всем сармы. Ветер разгоняется там до приличных скоростей, больше 30 метров в секунду. В темноте корабль шел при плохой видимости. По этой причине он и перевернулся. Надеемся, что катер нам все же удастся найти. Поднимать его вряд ли будем, у нас нет необходимого оборудования. Окончательно этот вопрос решат владельцы судна. Поднять катер, который весит порядка 40 тонн, можно только плавучим краном, который надо будет пригнать из Иркутска.

Некоторые владельцы все же свои судна со дна Байкала поднимают, но далеко не все. Очень уж дорогостоящий этот процесс.

А пока поиски продолжаются, в них задействовано более 20 спасателей и несколько единиц техники. Возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности двум или более лицам).

Кстати:

Случай с пропажей катера в водах Байкала – не редкость. Чуть ранее подобный произошел в Республике Бурятия. Рыбаки ночью оказались на Байкале в деревянной лодке, в результате она опрокинулась. Тела рыбаков нашли вмерзшими в лед вместе с лодкой на берегу озера возле села Клюевка. Как оказалось, двое братьев и жена одного из них в середине ноября после застолья отправились на рыбалку, сплавились на деревянной лодке вниз по течению. В устье реки у них сломалось весло, и рыбаки не смогли пристать к берегу. Течением лодку унесло вглубь Байкала. Пассажиры связались с родственниками. Те не смогли найти катер, чтобы помочь им, и вызвали спасателей, но было уже поздно.