21 ноября 2018

Мусорная реформа: Тариф – минимизировать, муниципалитетам – помочь

Различные варианты снижения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) рассматриваются сейчас в Службе по тарифам Иркутской области. Исходя из них исчисляется тариф на вывоз ТКО, за которые граждане будут платить с начала 2019 года. Так, региональный оператор зоны «Юг» в сфере обращения с отходами для минимизации тарифа предлагает рассчитывать его не по количеству проживающих, а по площади жилья, поскольку в больших домовладениях и мусора образуется больше. Об этом шла речь на заседании в региональном отделении ОНФ. Активисты намерены предложить правительству Прибайкалья усилить меры поддержки муниципалитетов для создания там инфраструктуры по сбору и вывозу ТКО.

Нецентрализованный вывоз мусора

5 октября. Пустырь промышленной зоны Усолья-Сибирского. У высокого вала с мусором грузовик вываливает очередную «порцию» отходов. Машина принадлежит местной строительной фирме. После ремонта крыши дома она не стала заморачиваться с вывозом демонтированных конструкций на легальный полигон.

8 октября. Глиняный карьер в окрестностях поселка Мальта Усольского района. Здесь другой «КамАЗ» опорожняет свой кузов с хламом. Это и вовсе транспорт одной из городских управляющих компаний. Водитель, забрав мусор с одной из контейнерных площадок Усолья-Сибирского, опять же, вместо того, чтобы везти его на санкционированный объект накопления ТКО, вывалил груз в чистом поле.

Видео и фото, где зафиксированы эти факты, очевидцы направили для разбирательств в компетентные органы. Оба примера лишний раз показывают, к чему приводит нецентрализованный сбор ТКО. На несанкционированных помойках в Иркутской области уже скопилось около 12 млн кубометров отходов. Они есть практически у каждого населенного пункта. И не только на усольской земле.

Урик готовится к реформе

– Не исключение составляет и наш муниципалитет. К сожалению, людям порой проще выбросить мусор за забор, чем платить за его вывоз. Однако мы понимаем, что дальше так продолжаться не может. Мы готовимся к реформе. Постоянно общаемся с населением, сейчас держим связь с регоператором, проводим подворовые обходы, – говорит глава Уриковского муниципального образования Иркутского района Андрей Побережный.

В Уриковском МО девять населенных пунктов. Помимо частного сектора есть и многоквартирные дома. Возле них обустраиваются контейнерные площадки. По информации Андрея Побережного, более 70% их уже согласованы с Роспотребнадзором, оставшиеся объекты тоже в работе. В соответствии с правилами СанПиН площадки оснастили бетонными ограждениями. Кроме того, органы местного самоуправления загодя позаботились об оформлении документов на земли, где расположатся площадка временного накопления ТКО и мусороперегрузочная станция.

– Один контейнер стоит порядка 6–7 тысяч рублей. Мы регулярно закупаем новые за счет бюджета. Это не такие уж огромные затраты. Мы делаем ревизию и до первого января, где необходимо, заменим все контейнеры. Планируем на мусоросортировочной станции с нового года организовать первичную сортировку отходов. В целом работать с многоквартирными домами легче, чем с частными подворьями, где люди не привыкли платить за вывоз отходов. Но мы надеемся на их сознательность. Мусор нужно вывозить централизованно, – уверен Андрей Побережный.

Тарифы обсуждаются детально

Пример организации работы в Урике по подготовке к «мусорной» реформе приводился на совещании в региональном отделении ОНФ. Не все муниципальные образования уделяют должное внимание грядущим нововведениям и готовят свои территории к централизованному процессу сбора и вывоза отходов. Хотя, по словам замминистра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нины Абариновой, работа с муниципалитетами ведется в непрерывном режиме – это консультации, выезды в территории, совещания.

– Селекторы мы проводим еженедельно. Объясняем, что в муниципалитетах нужно создавать необходимую инфраструктуру. Сейчас, например, по зоне «Север» ею обеспечено всего 20% численности населения. Поэтому область берет на себя обязательство на 2019 год максимально привлечь средства областного бюджета для создания этой инфраструктуры. Кроме того, у муниципальных образований есть возможность получить для этих целей субсидию. Однако в МПР обратились за ней только два муниципальных образования, – констатировала Нина Абаринова.

Сейчас в процессе согласования находятся тарифы на обращение с ТКО. Как сообщил руководитель Службы по тарифам Иркутской области Александр Халиулин, оба регоператора – по зонам «Юг» и «Север» – предоставили необходимые пакеты документов. В них детально, по пунктам, проверяется подтверждение экономической обоснованности затрат.

– Тарифы должны быть утверждены максимум до 20 декабря. И этот законодательно установленный срок никто нарушать не будет. В настоящее время обсуждаются мероприятия с целью минимизации роста платежа для граждан. Мы мониторим все показатели, из которых складывается тариф, – отметил Александр Халиулин.

Специалисты Службы консультируются и с коллегами из других регионов. Разброс по ценообразованию огромный. От 300 до 2000 рублей за один кубометр собранных отходов. В одной из зон Красноярского края и вовсе предлагают установить планку в 2030 рублей за кубометр.

Участники совещания заверили, что таких высоких тарифов в Иркутской области не будет. Как сообщил представитель регионального оператора зоны «Юг» Артем Мищенко, в их предложениях заложен тариф на 10 рублей меньше, чем в среднем по России. Кроме того, регоператор сейчас предлагает целый ряд мер по минимизации тарифа, в котором на деятельность самой этой специализированной организации предусмотрено менее 4%. Остальное – это затраты компаний, которые будут непосредственно предоставлять услуги, налоги.

Бедные не должны платить за богатых

С нового года планировалось установить расчет с населением, исходя из количества проживающих на одной жилплощади людей, а не метража самого жилья. То есть, допустим, семья из четырех человек, которая ютится в однушке, должна платить больше, чем пара людей, живущих в просторном коттедже. Регоператор считает это несправедливым.

– Мы, давно работая в этой сфере, понимаем, что человек, проживающий в коттедже, образует все равно больше отходов, чем человек, который живет в квартире. Кроме того, содержание большой жилплощади, техники и прочих помещений тоже приводит к большему образованию отходов. Получается бредовая ситуация – в этом случае будут бедные платить за богатых, ведь более состоятельные граждане проживают явно в более просторных жилищных условиях. Поэтому мы, помня о социальной ответственности, внесли предложения в министерство ЖКХ вернуть перерасчет от квадратного метра. Закон предусматривает вариативность. Нам кажется это справедливым и не даст более резкого роста, особенно для малозащищенных групп населения, – подчеркнул Артем Мищенко.

Дорабатывать приходится многое. Так, по информации Артема Мищенко, в территориальной схеме по обращению с ТКО изначально были заложены текущие цены перевозчиков отходов. Но они, как лишний раз показала описанная в начале статьи ситуация в Усолье, далеко не всегда вывозят мусор на санкционированные полигоны. Регоператор же будет обязан направлять отходы на лицензированные объекты, зачастую расположенные в других районах. А межмуниципальные перевозки – это длинные транспортные «плечи», значит, и дополнительные расходы. Не были заложены в тариф также плата за негативное воздействие на окружающую среду, работа системы «Платон» и еще ряд моментов. Но сэкономить все равно нужно.

– Мы понимаем, что если будет слишком большой тариф, люди никогда не заплатят. А при низком тарифе мы работать не сможем. Вот и должны прийти в какой-то баланс, справедливый и обоснованный, – продолжил представитель регоператора. – В тех же сельских поселениях вообще люди не привыкли платить за вывоз отходов. Но необходимо организовать там легальное обращение с отходами, которое соответствует законодательству. Мы предлагаем в этих поселениях сделать пункты приема вторичного сырья у населения за деньги. Также рядом с населенными пунктами планировались площадки временного накопления отходов. Мы их намерены переформатировать в поля компостирования. Там с помощью бактерий органика будет перерабатываться в компост. Он понадобится и для рекультивации свалок.

Поля компостирования могут появиться не только возле сельских поселений. Предлагается органику перерабатывать в компост, например, и возле Слюдянки, где также необходимо навести порядок на несанкционированной свалке.

Что касается лицензированных полигонов, которые уже прилично забиты отходами, для экономии их площадей планируется закупить прессы. Они нужны, чтобы трамбовать мусор в тюки. В таком виде объем ТКО снижается в 10 раз. А значит, уменьшаются расходы на их передвижение. Данные меры позволят и продлить срок действия полигонов, и сэкономить на межмуниципальных перевозках около 70 млн рублей в год. Сортировочными станциями в будущем необходимо охватить все города. В 2019 году регоператор зоны «Юг» намерен установить 27 станций перегрузки ТКО и восемь сортировочных станций.

Эти планы активисты ОНФ одобрили, тем не менее, указали на необходимость усиления поддержки муниципальных образований для создания инфраструктуры и рекомендуют утвердить тарифы ранее 20 декабря, дабы на подготовительную работу и заключение договоров у объединений собственников жилья было больше времени.

Другие материалы