Забытый юбилей

Прошлый год был насыщен юбилеями: 220-летие святителя Иннокентия, 80-летие Валентина Распутина, 80-летие Александра Вампилова… И как-то в этой череде празднований затерялась еще одна знаменательная дата – 70-летие писателя и драматурга Михаила Ворфоломеева, чьи пьесы еще 30 лет назад шли на подмостках практически всех театров Советского Союза.

Вспомнить Михаила Алексеевича заставляет не только его талантливое перо, но и тот факт, что родился он и обрел свое призвание в Черемхово. Феномен этого шахтерского городка, давшего трех драматургов всесоюзного масштаба, никогда, наверное, не будет повторен в истории театра.

У каждого из них своя жизнь, своя судьба. В первый и последний раз они по прихоти скульптора собрались вместе перед входом в городской театр. Владимир Гуркин, вольно раскинувшись на скамейке, что-то говорит Михаилу Ворфоломееву, а рядом стоит, задумавшись, Александр Вампилов. Вампилов оказался в этой троице не случайно. Хотя свое детство и юность он провел в Кутулике, но родился в Черемхово.

Четвертый персонаж на снимке – это Зоя Семеновна Ковалева, учитель литературы и большая поклонница Михаила Ворфоломеева. Она многие годы собирала о нем сохранившиеся материалы. В своем письме к ней Валентин Распутин писал: «Хорошо, что есть в Черемхово человек, который и сам чтит память и талант Михаила Ворфоломеева, вашего земляка, и во все двери стучится, чтобы его чтили и другие. Жаль, что у вас мало сил, нет помощников, но сейчас время такое, что никто не считается с талантами, и приходится быть одиноким воином в поле. Главное, что вы начало сделали…»

Но помощник нашелся. Перед смертью Ковалева передала все материалы Николаю Гоцкому, разглядев в нем родственную душу.

– Я познакомился с Зоей Семеновной несколько лет назад, приехав в Черемхово на празднование 60-летия Владимира Гуркина, – рассказал мне Николай Иванович. – И пьеса, и фильм «Любовь и голуби» мне очень близки, поскольку моя страсть – голуби. У нас есть своя федерация, свой президент. Самое высокое звание – заслуженный голубевод России. Дается орден и диплом. Поговорил я со своими друзьями-голубеводами, и обратились мы к президенту с ходатайством о награждении Владимира Павловича Гуркина этим званием, тем самым возблагодарив его за голубиную тему. Идею в Москве поддержали и прислали орден. Его я вручил маме Гуркина. Она и рассказала, что сын немного увлекался голубями в детстве, но история с Кузякиными – это история любви их соседей, страстных голубятников. Правда, с печальным концом. Их сын Ленька, как и по фильму, ушел в армию. Вернувшись через два года домой, он в первый же день сел на купленный родителями мотоцикл и разбился.

Ковалева познакомила Николая с жизнью и творчеством Михаила Ворфоломеева, незаслуженно оставшегося в тени своих именитых коллег. Детство ему выпало трудное. Воспитывала его одна мать, работающая истопником и сторожем в кожной больнице. Но он не унывал, рос живым, общительным, остроумным пареньком. «Фантазия у него была буйная, – вспоминала одна из воспитательниц школы-интерната, куда определили Михаила после смерти матери. – Как начнет рассказывать всякие истории, ребята рты пораскрывают, едва загонишь их в постель».

Пробовал он себя в разных профессиях, и профессиях тяжелых: был и скотником, и бурильщиком, и землекопом… Все свои «хождения по мукам» он потом опишет в автобиографической повести «Круги». Там есть строчка: «Господи, как много печального было в моей жизни».

Поворотным моментом в его судьбе, пожалуй, стал приход в местный драматический театр. Начинал он со скромной должности машиниста сцены, но мир кулис всегда таинственен и заманчив, и он окунулся в него с головой. Стал играть в массовках, а со временем ему стали поручать и небольшие роли в спектаклях.

После окончания курсов ГИТИСа он руководил театральной студией при клубе имени Фрунзе. Его постановка по пьесе Виктора Розова «В день свадьбы» была отмечена на областном смотре театральных коллективов «Ангарские зори».

Тяга к литературному творчеству в нем проснулась рано. Уже в 14 лет он начал писать стихи, а в 18 лет опубликовал свой первый рассказ «Дачница» в районной газете «Черемховский рабочий». Рассказ незамысловатый, но в нем уже присутствует та драматургическая пружина, которая кладется в основу любой пьесы.

Вернувшись в театр уже сложившимся актером, он подступает к главному делу своей жизни – драматургии. Первая его пьеса «Полынь – трава горькая», поставленная на сцене Черемховского театра, посвящена Великой Отечественной войне, точнее отголоскам этой войны. В ней живут и действуют герои, прошедшие военное лихолетье и сумевшие не растерять стойкость духа и душевную чистоту.

Уже переехав в Москву, он пишет пьесы «Занавески», «Святой и грешный», «Бес», «Как стать президентом», получившие прописку не только на отечественных подмостках, но и за рубежом. Он умер в 2001 году, прожив всего 53 года. Всего написал около 60 пьес и киносценариев. По ним поставлено более десятка фильмов: «Полынь – трава горькая», «Русь изначальная», «Миленький ты мой» и другие.

Герои его книг, как отмечают критики, простые русские люди – чаще с изломанными судьбами, помятые жизнью, с надорванной душой, не всегда привлекательные. Они живут в неухоженных малых городах и рабочих поселках, в разоренных, вымирающих русских деревнях. Каждый из них мучительно ищет свое место в жизни.

– Как сказал Распутин – правда в памяти, не помним – значит, не живем, а мы ныне многое стали забывать, – с огорчительной ноткой в голосе рассказывал Николай Гоцкин. – Когда в Иркутск приезжал художник Александр Москвитин, в свое время окончивший наше училище искусств, а ныне один из крупнейших живописцев России, мы с ним договорились создать инициативную группу по увековечению памяти Ворфоломеева, с которым он был дружен и над портретом которого он сейчас работает. Идею поддержали и другие друзья Михаила Алексеевича: актер Владимир Гостюхин, писатель Владимир Личутин, главный редактор альманаха «День литературы» Владимир Бондаренко… Уже дополнили новыми материалами и переиздали буклет, который в свое время выпустила на свои деньги Зоя Семеновна Ковалева, обновили мемориальную доску на стене Черемховского драмтеатра. Сборник его повестей «Круги» и пьес «Занавески» были изданы много лет назад и стали библиографической редкостью. Мы намерены объединить их в одну книгу и издать.