Как местные жители задержали подозреваемого в педофилии Сергея Шеремета

24 октября в окрестностях деревни Столбова под Иркутском был задержан преступник-рецидивист Сергей Шеремет. Опознали и поймали подозреваемого в насилии не сотрудники полиции, а обычные граждане – такие же мамы и папы, как и родители пострадавших от его рук детей. Начало ноября – время осенних школьных каникул. Что должен знать ребенок, чтобы не оказаться в роли жертвы преступника?

Слух о том, что 19 октября возле села Хомутово Иркутского района были изнасилованы две 12-летние девочки, быстро распространился по всей области. Ориентировки на подозреваемого разместили в социальных сетях, о преступлении рассказывали в телевизионных программах. Разумеется, слышали о произошедшем и жители Столбово. Село Хомутово от этой деревни всего в нескольких километрах, у многих там родные, друзья, знакомые, поэтому к страшной новости отнеслись с большим сочувствием.

Что должен знать ребенок, чтобы не попасться в руки педофилу?

– Было страшно, – рассказывает местная жительница Елизавета Глыбова. – Несколько дней после случившегося встречали и провожали ребятишек до школы, не отпускали гулять. Странно только, что полиция не развешала по деревне никаких листовок. Интернетом ведь бабушки и дедушки пользоваться не умеют.

Когда 24 октября около 10 часов утра в магазин «Березка» на окраине деревни зашел незнакомый мужчина, продавец Ульяна Перевозчикова сразу насторожилась.

– Я хоть и работаю продавцом всего полгода, но наших деревенских всех знаю, – пояснила она. – Мы с мужем переехали сюда из Иркутска пять лет назад. Построили дом, развели хозяйство. Столбово – деревня небольшая, но в последнее время активно застраивается, многие горожане предпочитают сегодня перебираться в село. Люди у нас в основном приличные, а этот покупатель был какой-то жалкий. Грязная куртка черного цвета, капюшон от кофты на голове, сверху черная кепка, мокрые от росы штаны – видно, по траве шляндал. Потребовал пачку сигарет. Обратила внимание на его руки – все пальцы в наколках, какая-то проволока, буквы… Попросила подождать – товар принимала. И потихоньку шепнула еще одной покупательнице, соседке Лизе Глыбовой: подозрительный какой-то тип, найди в телефоне ориентировку.

На подозрительного мужчину обратили внимание и экспедиторы, разгружающие товар, – Валерий Тарасов и Константин Пляскин. Чтобы не спугнуть, говорят, вели себя спокойно. Разгрузили коробки, вышли на крыльцо, решив посмотреть, что будет дальше. Мужчина из магазина направился по улице. За ним вышла Лиза. Последующие события развернулись по сценарию настоящего детектива.

– Я еще сомневалась, тот ли это человек, – вспоминает Елизавета. – Фотография в интернете, как оказалось, была старая, оригиналу соответствовала мало. Думала, вдруг к кому-то просто в гости приехал. Хотела посмотреть, в какой дом зайдет. А когда мужчина свернул в сторону леса, сомнения рассеялись.

Шеремет, заметив преследование, побежал, Лиза за ним. Пока бежала, набирала телефон полиции. В звонках фиксировалось время вызова. 10.12; 10.15; 10.23… Номер 112 не отвечал. Набрала телефон матери. Крикнула в трубку: «Звони в полицию, я бегу за маньяком!» и отключилась. По дороге заметила выглядывающего из дверей базы отдыха знакомого охранника. Кинулась к нему: «Бежим со мной, это преступник!» Однако охранник предпочел ретироваться. Уже у самого забора, отделяющего улицу от леса, девушку догнал грузовик экспедиторов. Едва заглушив машину, Валерий и Константин бросились в погоню. Лизе велели ждать у машины. Вместе с Ульяной они принялись останавливать встречные легковушки. Просили водителей проехать вниз к реке, боялись, если парни преступника не догонят, он сумеет скрыться. Минут через 20 запыхавшиеся экспедиторы приволокли подозреваемого.

– Когда бежал за ним, никакого страха не было, – припоминает детали задержания Валерий. – Не думал, есть ли у него нож или какое-то другое оружие. Важно было догнать, боялся лишь, чтобы хватило самообладания не прибить его на месте. Я сам отец, моему сыну восемь, а дочери всего шесть лет. Только представлю, что он мог что-то сделать и с моими ребятишками, в голове точно бомба разрывалась. Повалили на землю, скрутили, заломили руки. Армейские навыки помогли, я ведь в ВДВ срочную службу проходил.

Пока ждали полицию, набежали люди. Полная улица собралась. Галдеж подняли, точно на сорочином сборище. Кто-то говорил, что видел преступника в деревне еще пару дней назад, кто-то припомнил, что ехал с ним в одном автобусе… В пакете, который оказался при Шеремете, нашли булку хлеба и литровую банку с заваренным чаем. Значит, нашлись сердобольные, одарившие его кипяточком. Один мужчина рассказал, как встречал спустя несколько дней после преступления у школы в Хомутово дочь. К ребенку подходил этот же самый мужчина, жаловался, по старому сценарию, на сердце, просил помощи. Она идти с ним отказалась, пожаловалась отцу. Но вот почему тот даже не вышел из автомобиля, не попытался задержать преступника или просто не вызвал полицию – вопрос открытый. Как остаются открытыми претензии к остальным очевидцам, оставшимся равнодушными. На их фоне слаженные действия своеобразной группы захвата выглядят просто героическими.

– Мы даже сами не поняли, почему у нас все получилось, – смущенно признались после случившегося Валерий и Константин. – Просто каждый выполнил свою роль, оказавшись в нужное время и в нужном месте.

– У нас тоже есть дети, – добавили Елизавета с Ульяной. – Если каждый испугается или останется равнодушным, как им жить дальше?

Сергей Шеремет заключен под стражу. Он сознался в совершенном преступлении, ему предъявлены обвинения. Его ждет долгий срок заключения, а девочек, пострадавших от его злодеяний, – долгие месяцы лечения и реабилитации. С ними будут работать врачи и психологи.