31 октября 2018

Что должен знать ребенок, чтобы не попасться в руки педофилу?

Автор: Анна ВИГОВСКАЯ

Фото: Алексея ГОЛОВЩИКОВА

Начало ноября – время осенних каникул. Что должен знать ребенок, чтобы не оказаться в роли жертвы преступника? С этим вопросом мы обратились к руководителю Иркутского филиала школы детской безопасности «Стоп Угроза», кандидату педагогических наук Ирине Смолиной:

– Первое, что должен понимать ребенок, – нельзя делить людей на «плохих, подозрительных» и «хороших» только потому, как они выглядят. Внешний вид обманчив, и ребенок никогда не сможет определить по нему истинные намерения человека.

Второе: родители должны объяснить детям, что делить людей нужно только на «своих» (семья, друзья) и «посторонних», и учить детей правилам поведения с посторонними людьми. Главное, что надо усвоить ребенку: порядочный взрослый не будет обращаться к чужому ребенку, тем более не будет предлагать ему что-либо заманчивое.

Ребенок должен понимать, что это ненормально, когда к нему обращается за помощью незнакомый человек. Если подобная ситуация все же произошла: к ребенку подошел незнакомец, попросил довести до аптеки, донести тяжелые сумки из магазина, найти потерявшуюся собаку и прочее, максимум, что нужно сделать ребенку, – позвать на помощь этому человеку других взрослых. Если это людное место, можно громко и решительно обратиться к прохожим: «Пожалуйста, помогите! Человеку нужна помощь!» Если прохожих нет, то ребенку нужно зайти в ближайшее общественное место (магазин, парикмахерская, кафе, аптека, школа и т.д.) и сказать там, что некоему человеку требуется помощь.

«Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать»

Очень важно быстро прекратить контакт с любым незнакомым человеком, потому что если этот человек злоумышленник, то он в продолжительном разговоре найдет слабое место ребенка и обманет его. А тот даже не поймет, что находится в ловушке.

На «заманчивые» предложения нужно детей учить отвечать такими фразами: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать», «Я вас не знаю и никуда с вами не пойду», «Я с чужими не разговариваю». С 11–12 лет дети стесняются так говорить, поэтому их нужно учить просто прекращать разговор: «Простите, не могу», «Извините, я спешу».

Если взрослый проявляет в этой ситуации настойчивость, то ребенок должен понимать, что у него плохой умысел. Воспитанный взрослый не будет проявлять настойчивость и пытаться увести его с собой. Уходя с незнакомцем, ребенок может неожиданно для себя оказаться в безлюдном месте или закрытом помещении (подъезд, машина, гараж и т.д.).

Обязательно нужно учить детей, какие места в городе или селе опасные и какие безопасные. Безопасные – те, где вокруг люди. В случае опасности детям следует бежать именно в ближайшее людное место, а не в подъезд или к себе домой, тем более, если там нет родителей, и оттуда связываться с мамами и папами, близкими или при необходимости вызывать службу спасения.

И наконец, если незнакомый пытается схватить ребенка или, напротив, вполне мирно берет его за руку, то научите его сразу же кричать: «Помогите! Я его не знаю!» Большинство детей теряются, если их берет за руку незнакомый человек. Они будут кусаться или молча вырываться, но не кричать. Между тем громкий крик – это первое оружие ребенка. И кричать надо так, чтобы услышали на соседней улице или на девятом этаже при закрытом окне.

Читать по теме: Победа над равнодушием: Как местные жители задержали педофила Сергея Шеремета