10 октября 2018

Московские пробки на иркутских дорогах

«Почему нельзя было сделать ремонт летом?» – этим риторическим вопросом вторую неделю задаются жители Свердловского района, которые вынуждены добираться до центра Иркутска по два-три часа. Виновником восьмибалльных заторов стал ремонт ветхих водопроводных сетей возле Академического моста. Поток машин из Первомайского и Университетского устремился по временной дороге, пересекая улицу Лермонтова между остановками Госуниверситет и Институт МВД. Простаивая в пробках, иркутяне помимо дорожных проблем разглядели экологические – вдоль строящейся дороги спилена целая аллея деревьев.

Утренний коллапс

Каждое утро Ирина с дочкой добираются из микрорайона Приморский в Академгородок на медицинские процедуры. И если раньше эта дорога на 80-м маршруте автобуса занимала максимум минут 15, то сейчас из-за заторов приходится ехать около часа.

– Это, конечно, очень утомительно, автобус еле движется. Тем, кто едет в районе Госуниверситета, приходится пропускать поток машин из Первомайского и Университетского. Они стоят, и мы стоим. Завтра, наверное, пешком пойдем, быстрее будет, – рассуждает иркутянка.

– А я что сделаю, не взлечу же, – не выдерживают нервы у водителя автобуса. – Если раньше круг полтора часа у меня занимал, сейчас далеко за два перевалило. Сюда прибавляйте расходы на бензин, себе в убыток работаем.

Изобретать новые схемы работы в изменившихся дорожных условиях вынуждены таксисты города Иркутска.

– Ожидание машины увеличилось с 10–15 минут до часу. Мы бы не ездили в ту сторону, знаю, многие таксисты так и делают, но мы связаны договорами, возим корпоративных клиентов, как тут откажешься, – рассказывает председатель правления Ассоциации таксистов Иркутской области Павел Киселев. – Чтобы выполнить заказ, приходится подключать тех, кто ближе живет, даже если человек не на смене. В пробках бензина уходит больше. Но тариф не поднимешь, народ возмущаться будет, поскольку люди не виноваты. Но мы же не виноваты тоже…

Дорожные шутки и гимны

Иркутяне, передвигающиеся на личном транспорте, стоя в 8–9-балльных пробках в среднем по полтора-два часа, успевают вдоволь пообщаться и поделиться своими мыслями в группах соцсетей. Людей, плененных дорожными заторами, захлестывают самые разные чувства – от гнева и раздражения: «Вчера еще был не ад. Сегодня стоим по всем направлениям. Ау, ребята, где вы были со своим ремонтом летом?» «Это атас просто! 40 минут ехать от Вампилова до начала Университетского…» «Давайте уже сами сделаем ремонт, а то чем заняться-то, пока в пробке стоим…» «А я удачно стою. Как раз к утру на работу успею…» (Facebook, 2gis).

Хитом сетей стала шутка про покупку автомобиля поближе к светофору. А другая шутка про обмен квартиры с левого на правом берегу больше походила на реальное предложение.

После недели дорожных заторов некая иркутская компания посвятила пробке гимн и сняла клип на песню. А в сообщении под видео его создатели пояснили: «Иркутяне – самый стойкий народ в мире. Пользуясь случаем, мы сочинили об этом песню».

Кто виноват?

Когда шутки заканчивались, водители личных автомобилей, застрявших в пробках, принимались рассуждать о том, почему возникла такая ситуация, и кто виноват. Ответ не заставил себя долго ждать. За мэрию пришлось отдуваться заместителю председателя комитета городского обустройства администрации Иркутска Андрею Пономареву. Он дал комментарии сразу нескольким СМИ. Любопытно, но ответы одного и того же человека на один и тот же вопрос в разных источниках не совпадают.

Чиновник из мэрии пояснил, что новые трубы водопровода, которые сейчас спешно меняют, надо срочно поставить на смену старых, срок службы которых закончился уже лет 15 назад, иначе дорога в любое время может провалиться под тяжестью машин.

В беседе с другими журналистами Андрей Пономарев причину осенних ремонтных работ объяснил длительными конкурсными процедурами. В другой раз городской чиновник рассказал о том, что работать пришлось в сентябре-октябре, потому что летом в мэрии занимались куда более важной Маратовской развязкой.

А еще раньше Андрей Пономарев объяснял задержку сроков начала работ на остановке Академическая отсутствием подрядчиков, которые могли бы взять на себя эту работу.

Мы так и не смогли понять, какая из версий больше соответствует истине. Под сомнение ставятся и слова чиновника о круглосуточной работе на объекте подрядчика. Жители, часами выстаивающие в пробках, очень внимательно изучили, как идут работы на объекте, трудового десанта они там не обнаружили.

 Нужна стратегия

Из-за пробки в Свердловском районе на лекцию в политех опоздал один из самых опытных дорожников области, профессор кафедры автомобильных дорог ИРНИТУ Сергей Шабуров, у которого свой, более глубокий взгляд на накрывший Иркутск транспортный коллапс:

– Администрация города – главный заказчик, распорядитель бюджетных средств. К ней все вопросы. Интересно, как так вышло, что мы одну трубу меняем, парализовав весь город. Перестроить улицы в городе невозможно, нам необходима транспортная стратегия, краткосрочная и долгосрочная. От пробок мы избавимся только тогда, когда займемся строительством развязок, обходными путями, организуем, где необходимо круговые развязки небольшого диаметра, продумаем организацию движения. На это много денег не надо.

По мнению профессора, необходимо упорядочить движение общественного транспорта, организовать разворотные площадки, построить больше парковок, обеспечить пожарным доступ к домам. Все это необходимо делать уже сейчас, уверен Сергей Шабуров, поскольку через несколько лет, учитывая ежегодный рост автомобилизации на 5–7%, в городе движение практически остановится. Без стратегии транспортного коллапса не избежать.

 О чем еще говорят жители в пробках?

Возмущают жителей Иркутска не только автомобильные пробки, но и кощунственное отношение к зеленым легким города. Соцсети пестрят фотографиями с вырубленной аллеей в районе микрорайона «Союз», как раз там, где идет ремонт сетей и дороги. В департаменте городской среды мэрии Иркутска нам пояснили, что деревья стали препятствием для дорожных работ.

– В том месте, на объездной Первомайский – Университетский был заключен контракт, который предусматривал расширение дороги. Там наблюдается массовое скопление транспортных средств, – сказала главный специалист сектора общественных территорий департамента Светлана Гусельникова. – Расширить дорогу мы смогли, только спилив деревья. Переместить работы в другую сторону невозможно, там железнодорожные пути. Переместить деревья тоже нельзя, им более 40 лет, перемещения они не переживут. В городе порядка 70% деревьев в плачевном состоянии, заменить все одновременно мы не можем.

Другие материалы