Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

26 сентября 2018

Машиностроение: пришло время новых проектов

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Одна из ключевых отраслей промышленности в регионе – машиностроение. Ее дальнейшее развитие связано с реализаций новых проектов и будет опираться на государственную поддержку. Об этом в интервью газете «Областная» заявил начальник управления государственного регулирования экономики министерства экономического развития Иркутской области Сергей Какаулин.

– История развития машиностроения тесно связана с освоением природных богатств нашего края. Примером может служить Иркутский завод тяжелого машиностроения имени Куйбышева. Он выпускал драги – механизированные комплексы для добычи золота. На предприятии изготовили драгу общей массой 12 тыс. тонн, равной которой не было в мире. Кроме областного центра горное оборудование выпускалось в Усолье-Сибирском, Черемхово. В целом доля машиностроительного комплекса в валовом производстве продукции достигала 48%. Эта работа дала толчок развитию многих отраслей науки, высшего образования. Растущая потребность в квалифицированных кадрах обусловила открытие горного института, который со временем превратился в Иркутский научно-исследовательский технический университет.

 – А как вписывается машиностроение в современную структуру производственного комплекса Иркутской области?

– В Иркутской области сформировался энергопромышленный комплекс, который стал основой для создания крупнейших в стране предприятий лесопереработки, нефтехимии, целлюлозно-бумажного производства. Началось интенсивное освоение запасов углеводородного сырья. Экономические «тяжеловесы» потеснили машиностроение, но это вовсе не означает, что оно ушло на второй план, перестало быть активным участником рынка производства. Большинство предприятий сумели модернизировать технологию, перестроить свою деятельность.

 – Наверное, это было непросто?

– Конечно. Потребовалось немало усилий, чтобы найти резервы, приспособиться к новым условиям. Для компании «ИЗТМ-инжиниринг» решающую роль сыграли связи, сложившиеся у завода тяжелого машиностроения имени Куйбышева с золотодобывающей промышленностью. Благодаря повышению эффективности производства, внедрению новых технологий удалось сохранить объемы и расширить ассортимент выпускаемой продукции. Сегодня сфера деятельности «ИЗТМ-инжиниринг» охватывает весь цикл создания сложного промышленного оборудования – от разработки проекта до его внедрения в производственную цепочку заказчика. Производственная база бывшего завода «Востсибэлемент» послужила основой для организации выпуска аккумуляторов компанией «Актех» на новом, современном технологическом уровне. Эти изделия отвечают самым высоким требованиям, продукция пользуется широким спросом.

 – Значит, машиностроение продолжает оставаться одной из ключевых отраслей промышленности в регионе?

– Об этом убедительно свидетельствуют цифры. За последние пять лет объем выпускаемой предприятиями машиностроения продукции вырос в два раза. Потребности российской экономики изменились, и на смену одним масштабным проектам пришли другие. Примером может служить Иркутский авиационный завод, который осваивает серийное производство пассажирских самолетов МС-21. Производственно-техническая база предприятия является основой не только для выпуска новой модели пассажирских лайнеров, но и выполнения заказов на самую современную военную технику. Общие инвестиции в перевооружение производства составляют около 20 млрд рублей. Проект открывает широкие возможности для других предприятий, которые будут привлекаться к реализации проекта в рамках кооперации. Наличие перспективного портфеля заказов на длительный период обеспечивает Иркутскому авиационному заводу стабильную деятельность, а это значит, что региональный и федеральный бюджеты будут получать значительные налоговые поступления.

 – Как говорится, первым делом – самолеты. А в каких еще отраслях экономики востребована продукция предприятий машиностроения?

– На всю страну известен Иркутский кабельный завод, который сумел укрепить свои позиции на отечественном рынке за счет модернизации производства, использования новых технологий. Его продукция находит применение практически во всех отраслях экономики. Широкий ассортимент материалов, выпускаемых на предприятии «Профсталь», используется при строительстве промышленных, торговых, жилых и общественных зданий. Высокое качество отличает гидравлический и пневматический инструмент самого широкого спектра применения, который изготавливается компанией «Энерпред». По своим характеристикам он превосходит все имеющиеся российские аналоги и успешно конкурирует на рынке с зарубежными компаниями. У этих и других предприятий хорошие перспективы для дальнейшего роста производства.

 – Известно, что широкие возможности для развития производства получают резиденты ТОСЭР – территорий опережающего социально-экономического развития. Есть ли в их числе машиностроительные предприятия?

– Одним из первых резидентов ТОСЭР в Усолье-Сибирском стало предприятие «Усольмаш». Оно разместилось на производственных площадях бывшего завода горного оборудования. Потребовались большие усилия, чтобы реализовать инвестиционный проект по выпуску флотационных машин и другого обогатительного оборудования. Надежной поддержкой машиностроителям послужили преференции, предусмотренные для резидентов ТОСЭР. «Усольмаш» в среднесрочной перспективе получил освобождение от уплаты налогов на прибыль, имущество и земельного налога, существенное снижение обязательных страховых взносов в негосударственные фонды. Это позволило увеличить инвестиции в производство, создать новые рабочие места, в короткие сроки приступить к выпуску продукции. Кроме Усолья-Сибирского сегодня в Иркутской области действуют еще две территории опережающего развития – в Саянске и Черемхово. На эти территории уже сегодня проводится активный подбор резидентов.

 – Какое место занимает машиностроение в планах экономического развития Иркутской области?

– В Иркутской области реализуются проекты в добывающей промышленности, цветной металлургии, железнодорожном транспорте. Все они требуют активного участия машиностроителей, открывают новые перспективы для внедрения инновационной продукции.

Другие материалы
Реклама от YouDo