Событийный туризм: лучшие проекты

Приангарье представило рекордное количество проектов на конкурс Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards. На днях в Иркутске прошел его региональный этап для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов. Жюри оценило 100 проектов из 14 регионов.

Еще пять-шесть лет назад понятия «событийный туризм» в России не было.


Фестиваль «Лукоморье» в Савватеевке

Сегодня это драйвер развития туристской индустрии в регионах. Думали ли мы когда-нибудь, что в промышленный Братск поедут автобусы с туристами, или что в Свирске – городе с тяжелым экологическим наследием – будут проводить экскурсии и откроют музей мышьяка?

 

– За последние несколько лет в Иркутской области произошел большой рывок в развитии событийного туризма, – прокомментировала Екатерина Сливина, руководитель агентства по туризму региона. – Его задача – популяризация территорий и сглаживание туристической сезонности. Нам нужно привлекать туристов круглый год. Тогда выровняется загрузка гостиниц. Так, благодаря фестивалю «Зимниада» удалось заинтересовать иностранцев зимним Байкалом. Возможности для развития получили турбазы на берегу озера, которые стали работать зимой.


Фестиваль молока в Большой Елани

Примечательно, что ставку на развитие событийного туризма делают также районы, которые находятся далеко от жемчужины Сибири. Одним из проектов Усольского района, представленных в финале конкурса, стал фестиваль молока в селе Большая Елань, который прошел в этом году 2 июня впервые.

Как рассказала заместитель мэра Усольского района Ирина Дубенкова, на выставке-продаже была представлена продукция известных в регионе производителей молока. Все желающие принимали участие в конкурсе по скоростному взбиванию масла ручным способом, дети рисовали буренок, медики рассказывали про пользу молочной и кисломолочной продукции. Состоялись мастер-классы по определению жирности молока. На фестивале торжественно открыли скульптуру «Коровушка» Ивана Зуева.

– Мы уже решили, что в следующем году фестиваль переберется либо в поселок Железнодорожный, либо в Белореченский, там тоже у нас крупнейшие производители молочной продукции, – отметила Ирина Дубенкова. – А еще хотим разнообразить программу: будем печь блины на время, проведем конкурс среди профессионалов по лепке вареников с творогом.

Свои праздники есть и в Черемховском районе. Село Бельск, расположенное в 30 минутах езды от райцентра, представило на конкурсе фестиваль народного творчества «Душа нации».

Все началось с желания местных мастериц общаться с коллегами из других сел. Сказано – сделано. Местечковое мероприятие быстро переросло в крупный фестиваль, куда приглашаются самодеятельные коллективы. Каждый приезжает со своим ремеслом.

– Где-то это деревообработка, береста, солома, тряпичная кукла, глина. Приветствуются и современные ремесла – декупаж, лоскутное шитье. Кстати, соломоплетением в Иркутской области занимаются только в Черемховском районе, – рассказывает идейный вдохновитель фестиваля Оксана Блашкевич. – С самого утра мы завариваем пять-шесть старинных самоваров, самых настоящих музейных экспонатов. Как положено, сапогом раздувается огонь. Когда чай закипит, его пьют с баранками, пирогами с капустой, щавелем, брусникой.

Туристов, хоть и местных, в Бельск привлекает старина. Здесь еще сохранилась одна башня Бельского острога, которой 300 лет, полуразрушенная старинная церковь. Люди с удовольствием идут в музей крестьянского быта.

– Наша задача – развивать фестиваль, привлекать туристов издалека. Тогда необходимо подумать и о том, где их размещать. Фестиваль мы в этом году представили на национальную премию «Гражданская инициатива» и в Фонд президентских грантов, – добавила Оксана Блашкевич.

Еще одно мероприятие, в прошлом году занявшее призовое место на конкурсе Russian Event Awards – детский турнир по рыбалке «Рыбич», названный в честь старославянского бога – покровителя рыб. Дедушка Рыбич рассказывает ребятам, как правильно ловить рыбу, бережно относиться к природе. Федерация рыболовного спорта Иркутской области поддержала задумку. Она помогает организаторам, обеспечивая профессиональное судейство, присваивает детям разряды по рыбалке.

Проводится турнир в 8 км от Иркутска, на Александровском тракте, заливе Тихий плес на Ангаре.

– Когда-то детские соревнования по рыбалке проводил рыболовный клуб «Маяк», – рассказывает организатор Максим Дигас. – Это были соревнования среди детей членов клуба, некий междусобойчик. Мы предложили организовать турнир для всех желающих, закупили оборудование. Тогда турнир назывался «Карасик» и проводился на реке Куде. Там ловились только караси, и то не у всех.

После некоторого перерыва турнир возобновился. Поменялись не только место и название, но и формат. Теперь в турнире есть две группы – детская и спортивная, где дети с 10 до 14 лет ловят рыбу сами, без помощи и подсказок.

– На Тихом плесе рыбы много, она разная, дети в восторге, глаза горят. У нас есть возможность разместить 50 участников, и условия у всех будут равны. Это очень важно. Ни один участник, даже если он ничего не поймал, без подарка не останется.

Есть и педагогический, и, если хотите, природоохранный аспект в проведении турнира – всю выловленную рыбу после взвешивания отпускают обратно в водоем. Кроме того, организаторы турнира вместе с ребятами уже второй год выпускают в реки мальков. А в 2019 году планируется провести зимнюю версию «Рыбича» – турнир по подледной рыбалке.

И это только малая часть того, что придумывают в районах Иркутской области.


Фестиваль «Дары тайги» в Раздолье

Основатель Национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards Геннадий Шаталов, подводя итоги регионального конкурса, поделился, что хотел бы отобрать в финал как можно больше интересных проектов:

– Мы развиваем индустрию эмоций и впечатлений. Путешествовать по России модно! Мы должны больше узнавать о нашей стране, рассказывать об этом как можно большему количеству людей. Роль событийного туризма очень высока. Пример – чемпионат мира по футболу в России, который, несмотря на не совсем доброжелательную политическую обстановку в мире, привлек к нам множество туристов. Наша задача как организаторов премии – заинтересовать самих россиян соседними регионами, спровоцировать их на путешествия по родине. Так уж сложилось за последние годы, что некоторые из наших земляков больше знают о курортах зарубежных стран и их достопримечательностях, а не о своей территории, своем городе или соседнем регионе.