Черчетцы любят свою родину

Журналисты «Областной» по приглашению Иркутского товарищества белорусской культуры имени Яна Черского побывали на празднике, посвященном 115-летию старинного белорусского села Черчет в Тайшетском районе.

В середине августа жители всех окрестных деревень и гости из Иркутска приехали в сельский дом досуга, украшенный белорусскими рушниками. Артисты в национальных костюмах пели старинные песни. На празднике выступили солисты, ансамбли «Белорусы Прибайкалья», «Рабiна», «Берозка», танцевальные группы «Искорка» и «Улыбка». Черчетцы водили хороводы, танцевали и пели под аккомпанемент аккордеона. Участники фольклорной студии Иркутского товарищества белорусской культуры специально для местных жителей провели мастер-класс по белорусским народным танцам и играм.

Жители деревни удивили нас тем, что до сих пор используют в повседневной речи много белорусской лексики, например, тыкву здесь называют «гарбуз». На бытовом уровне также чувствуется влияние традиций, например, многие блюда черчетцы готовят по белорусским рецептам. На празднике гостей угощали традиционным блюдом жителей села – сушками, так в Черчете называются булочки из плотного теста, залитые взбитыми сливками с сахаром.

Праздник провела фольклорная студия Иркутского товарищества белорусской культуры в рамках проекта «Белорусские деревни Прибайкалья». Он победил в конкурсе социально значимых проектов по реализации инициатив сохранения национальной самобытности Иркутской области в 2017 году.

Потомки белорусских переселенцев поделились воспоминаниями о том, как их предки оказались в Сибири. В начале XX века в годы Столыпинской реформы в Иркутскую губернию ехали крестьяне. В то время Белоруссия была бедной окраиной, испытывающей дефицит пахотной земли. Белорусские крестьяне, узнав про возможность получить собственную землю, отправляли на разведку «ходоков», первых переселенцев, затем подтягивались родственники. Жить было тяжело, вокруг стояла глухая тайга, поселенцам, прежде чем возделывать поле, предстояло расчистить лес.

Жители ревностно чтут память о предках. Вот что рассказал настоятель храма в Бирюсинске иерей Владимир Рапацевич:

– Я с детства знал, что мы из Белоруссии. Дед 1878 года рождения родом из села Крево Ошмянского уезда Гродненской губернии. В Сибирь он попал путевым обходчиком. В годы революции очень трудно выживали. Бабушка рассказывала, что ходили в деревню с котомками просить хлеба. Стараюсь беречь память о своих предках, поэтому вторую свою литургию отслужил в Белоруссии в той же церкви, в которую ходили мои деды.

Библиотекарь Наталья Бородейко вместе со старшеклассниками села организовала краеведческий клуб, а после и музей в доме партизанского комиссара Ивана Андреевича Бича, где каждый экспонат привезен или изготовлен в Черчете первыми переселенцами. Здесь нам показали, как в старину ткали рушники (вышитое полотенце из льна), и рассказали, что это не просто предмет быта, а своего рода оберег. Рушник дарили в дорогу, на свадьбу и рождение ребенка, а в конце жизненного пути им обвязывали крест.

Узоры и техника изготовления рушника переходили из поколения в поколение. Наталья Ивановна, побывав в музее Могилева, на одном из рушников увидала точно такой же узор, который вышивала ее бабушка, происходившая из Могилевской губернии. Даже бытует мнение, что лен, из которого изготавливались рушники, в Сибирь завезли именно белорусы.

Жители стараются, как и их предки, ходить на колядки, проводить радоницу и дзяды – родительские субботы, являющиеся православными днями поминовения предков и совершения панихид.

Черчетцы, несмотря на изолированность и трудности с транспортом (все-таки больше 800 км от областного центра), очень любят свою родину.

– Живется хорошо, – рассказывает 86-летняя Варвара Николаевна Петрусенко, – куда я поеду? У меня тут скот. В этом году засеяла 40 соток. Гуси, поросята, пять собак. Мне надо работать.