31.08.2018 12:25
Рубрики
Фильмы
Теги
31.08.2018 12:25

«Космическая одиссея 2001» в формате IMAX

Шедевр кинематографа в кинотеатре "Баргузин" до 12 сентября

Это подарок киноманам от Warner Bros к 50-летию выхода фильма. Юбилейный показ уже состоялся весной этого года на 71-м Каннском кинофестивале, теперь лента поступила в мировой ограниченный прокат. Строго говоря, это первый прокат “одиссеи” в России, исключая фестивальный показ на Московском кинофестивале 1969 года.
Кстати, почему IMAX? Напомним, чтобы достичь большей разрешающей способности и качественной детализации на большом экране формата IMAX, при съемке использовалась 70-мм пленка с продольным расположением кадра, в отличие от обычных киноаппаратов, использовавших 35-мм пленку. Кадр получался в четыре раза больше, а изображение качественней. Сейчас IMAX давно перешел на цифру, но проблема осталась: при переводе в этот формат фильма, снятого на 35-мм пленку, качество остается так себе. Поэтому ленты, не снятые специально для IMAX, в этот формат переводят редко, а если уж берутся, то в процессе ремастеринга подвергают дополнительной цифровой обработке.
С «Космической одиссей 2001» современным зрителям повезло: изначально, еще в 1968 году фильм был подготовлен для демонстрации в США в кинотеатрах системы Cinerama, предшественницы IMAX, тоже использовавшую 70-мм пленку. Cinerama появилась в конце 50-х, сначала стала супермодной, но через два десятилетия канула в лету, уж очень была это дорогая и сложная система. Зато после нее остался 70 мм негатив «Космической одиссеи 2001», с которого и была изготовлена новая копия для IMAX. Прокатчики уверяют, что картинка является абсолютно оригинальной, полученной не с помощью оцифровки, а путем фотохимической обработки оригинального негатива. Руководил этим апофеозом киноманского перфекционизма сам Кристофер Нолан, так что получилась подлинная картинка конца 60-х.
Сам фильм представлять не нужно: это классика фантастики, результат творчества двух гениев: режиссера Стенли Кубрика и фантаста Артура Кларка. О картине написано много рецензий и воспоминаний, примерно столько же, сколько литературоведческих опусов о «Войне и мире» Льва Толстого. Американский институт кино до сих пор считает, что это лучший фантастический фильм в истории кинематографа.
А вот с советским зрителем у картины судьба сложилась непросто. Через год после премьеры картину показали на Московском кинофестивале, но в прокат так и не выпустили. Роман в СССР тоже издали, вырезав примерно четвертую часть – из 47 глав издано всего 37. В предисловии советский фантаст Иван Ефремов также объяснил исключения глав из русского издания: «В некоторых главах «Космической одиссеи» Артур Кларк вышел из рамок строго научной фантастики, устремившись в сферы чистой фантазии, не имеющей под собой научной основы». Под «репрессии» попал пролог с первобытными людьми и финальная часть. «Последние страницы совершенно чужды, я бы сказал антагонистичны, реалистичной атмосфере романа, не согласуются с собственным, вполне научным мировоззрением Кларка, что и вызвало отсечение их в русском переводе» – резюмирует фантаст.
Еще хуже вышло с изданием продолжения романа в журнале «Техника-Молодежи» в 1984 году. Когда напечатали первые главы, выяснилось, что редакторы просмотрели «политическую провокацию»: в экипаже советского корабля все семь космонавтов носили имена советских диссидентов. Был большой скандал, крепко досталось всей редакции, а главного редактора Василия Захарченко, несмотря на заслуги, отправили на пенсию.
Так что у нас большинство любителей фантастики знакомились с «Космической одиссеей 2001» только на экране телевизора или планшета. Несмотря на то, что за последние четверть века качество изображения сильно продвинулось, поверьте – есть фильмы, которые сильно выигрывают, если смотреть их в кинозале. И «Космическая одиссея 2001» как раз из их числа – шанс увидеть шедевр на действительно большом экране упустить нельзя.
Конечно, для случайного зрителя зрелище может показаться сложным. Мы развращены кинокомиксами, с их динамичными примитивными сюжетами. Фильм Кубрика длится 165 минут, очень длинные планы, неторопливый монтаж – средняя продолжительность кадра в картине 13,8 секунд, это почти втрое больше, чем обычно. Кажется, что некоторые вещи выглядят банально – вот только нужно вспомнить, что это взгляд в будущее (а для нас – уже в прошлое…) из 1968 года. Мы разочаровали создателей фильма: до сих пор нет базы на Луне, да и пилотируемая космонавтика со времен Гагарина ушла недалеко. В то же время эпизод, когда главный герой забирается внутрь компьютера, вытаскивая блоки памяти размером с сигаретную пачку, сейчас выглядит забавно.
Но это все мелочи. В первую очередь, Кубрик снял фильм размышление, пытался заставить зрителя думать. И даже если что-то оказалось непонятным, не огорчайтесь. Как сказал после премьеры в 1968 году Артур Кларк, «Если вы умудритесь полностью понять «Одиссею», то для нас это провал, ведь мы пытались дать гораздо больше вопросов, чем ответов».