13.06.2018 09:00
Текст
Анна Виговская
Теги
Текст:
Анна Виговская
13.06.2018 09:00

Батюшка с флота

Труд священника кажется скромным и незаметным по сравнению с ратным трудом капитана корабля. Однако, когда Виктору Большакову предложили принять сан, он, не сомневаясь ни минуты, поменял нарядный капитанский мундир на облачение священника. Отныне настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы поселка Мама отец Виктор не принимает SOS от терпящих бедствие судов, а спасает души страждущих всего Мамско-Чуйского района.

То, что в поселке Мама 10 лет назад появился настоящий храм, можно считать чудом. Здание, отстроенное с нуля на пожертвования, стало первым и до сих пор, к сожалению, единственным, возведенным на постсоветском пространстве района. Однако ничуть не меньше прихожане церкви Покрова Пресвятой Богородицы радуются появлению в нем постоянного священнослужителя. До прошлого года официально настоятелем здесь считался протоиерей Владимир Килин, благочинный Ангарского округа и настоятель Свято-Троицкого храма города Ангарска, но в основном приход окормлялся иереем Георгием Беловым, служителем Свято-Никольского храма в Бодайбо. Как следствие, службы в отдаленном и труднодоступном райцентре проводились время от времени, а на периферии Мамско-Чуйского района о них вообще никогда не слыхивали. Те, кто хотел креститься, венчаться или исповедаться, были обречены совершать таинства во время отпусков или командировок на «большую» землю.

Впрочем, совсем недавно и сам настоятель даже помыслить не мог о таком повороте в своей судьбе. Еще в апреле 2017 года он служил капитаном теплохода на реке Лене в Усть-Куте.

– Сам я из Могилевской области, – раскрывает жизненные перипетии отец Виктор. – После восьмого класса поступил в Гомельское речное училище. Несмотря на то что родители никак не были связаны с мореплаванием: отец – инженер-электрик, мама работала в колхозе, я с раннего детства мечтал бороздить морские просторы, как мои дяди – военные моряки. Но в Белоруссии моря не было, только река, а далеко меня родители не отпустили – на момент выпуска из школы мне едва исполнилось 14 лет. Окончив училище, ушел в армию, а отслужив, пытался найти работу на родине. Но после развала Союза Республика переживала кризис, и надобности в речниках не испытывала. Поэтому, когда друг отправил телеграмму из Усть-Кута: «Приезжай срочно, держу для тебя место на теплоходе», я отправился в Сибирь.

Начинать карьеру Виктору пришлось с палубных матросов – мотористом, несмотря на имеющийся диплом, устроиться не удалось. Чтобы иметь перспективу профессионального роста, поступил сначала в Осетровский речной техникум, а после закончил академию водного транспорта в Омске. После этого должности посыпались одна за другой: моторист, рулевой, штурман, помощник капитана, капитан. В итоге на реке Виктор Большаков оттрубил 27 лет. Ходил по всей Лене до Тикси. Доставлял в Заполярье груз, топливо и продовольствие.

Кстати, реке он обязан не только своей карьерой, но и личным счастьем, ведь свою будущую жену он встретил тоже на… воде.

Марина – судоводитель, закончила, как и он, Осетровский речной техникум, имеет диплом капитана, работала инспектором портового контроля. А познакомились они, когда Виктор проходил практику, а она уже была помощником капитана на Алдане. У незадачливых «салаг», отправившихся на рыбалку, сломались весла, течением их лодку прибило к теплоходу. Пока ремонтировались, познакомились с командой.

– Тогда, разумеется, Марина на меня даже внимания не обратила, – с улыбкой припоминает теперешний священнослужитель. – Слишком мелкая была для нее рыбешка. Зато когда через несколько лет мы с другом, сманившим меня в Усть-Кут, оказались случайно у нее в гостях, я возможности возобновить знакомства не упустил. Перехватив инициативу в свои руки, просто взял и остался.

Вместе они уже 23 года. Растят двоих детей – сына и дочь, а еще сообща принимают все решения. Обращение в православную веру они приняли вместе, и решение мужа стать священнослужителем Марина восприняла беспрекословно и благословила.

– Принятие сана для меня самого было неожиданностью, а жена восприняла новость спокойно, – признается отец Виктор. – Ходил в храм лет двадцать изредка, душа требовала. Потом жена крестилась. Однажды настоятель Усть-Кутского храма попросил помочь перебрать полы, я помог. Потом дал мне часослов, изучай, говорит. И чтецом был, и просворником, даже на клиросе пытался что-то петь, но петь у меня на тот момент особо не получалось, читал тоже коряво, неправильно, а затем отец Сергий предложил рукополагаться. Согласился, а поскольку никакого духовного образования у меня не было, поступил в Хабаровскую духовную семинарию.

Его постриг произошел всего год назад, после чего отец Виктор был отправлен на служение в одно из самых дальних мест Иркутской епархии – поселок Мама. Вспоминая первые месяца жизни в поселке, говорит, что это было настоящим испытанием. Дом священника был не достроен, электричество постоянно отключали, холод жуткий. Агничную просфору не раздробить – замерзала в камень, в святой чаше вместо вина – лед. Но надо было начинать служить, иначе – погибель. Постепенно все наладилось. Достроили дом, потом закончили трапезную. Теперь планируют создать воскресную школу, а на первом ее этаже разместить крестильню с большой купелью. А еще отец Виктор намерен обустроить детскую библиотеку на втором этаже храма – место позволяет.

Пока же, сетует, в церковь народу приходит мало, в основном на большие праздники и крестить детей. Венчания за год не было ни одного. Но надежды на лучшее священнослужитель не теряет, главное, считает, заинтересовать детей, тогда и взрослые за ними в храм придут.

– Когда появится воскресная школа, матушка будет заниматься катехизацией – готовить людей к крещению, станет проводить занятия с ребятишками – она у меня много чего умеет делать, – делится планами настоятель. – Я технарь, может, с мальчишками моторы будем какие-нибудь собирать, может, клуб какой-нибудь технический создадим – было бы желание!

Того, что народ из Мамско-Чуйского района массово разъезжается, отец Виктор не страшится.

– Все не уедут, – уверен он. – И потом, не зря же говорят: будет храм, и народ будет.

Закончив беседу, собирается ехать в соседнюю Луговку, а после в более отдаленные поселки. Туда, где его ждут люди.