Научные weekend’ы

В мае в Иркутске завершился первый сезон нового проекта «Научные weekend’ы», посвященного 100-летию Иркутского государственного университета. Организаторы проекта – Иркутский государственный университет и Клуб молодых ученых «Альянс».

– Мы хотим, чтобы сложилась городская традиция по субботам обсуждать темы, связанные с наукой. Полезно слышать мнение университетских исследователей о тех или иных научных проблемах, волнующих горожан и жителей Прибайкалья, или знать точку зрения науки на события, происходящие в мире, – обозначил цели проекта проректор по научной работе и международной деятельности ИГУ Константин Григоричев. – Надеемся, что «Научные weekend’ы» станут формой диалога университета и городской общественности.

Лекции проекта проходили по субботам, с марта по май, в Научной библиотеке им. В.Г. Распутина. В них активно участвовал доктор наук, профессор Виктор Дятлов.

– Очевидно, что эта форма обществом востребована, – отметил он. – Создаются какие-то клубы по интересам, проводятся тренинги – словом, запрос на дополнительное образование у общества есть. На правах человека старшего поколения могу напомнить, что в советское время был так называемый университет марксизма-ленинизма. Несмотря на то что это был партийный проект, ориентированный в первую очередь на подготовку функционеров КПСС, многие шли туда не за марксизмом, а для того, чтобы расширить свой кругозор, выйти за рамки привычного, например, негуманитарии – за гуманитарными знаниями. Природа не терпит пустоты, и сегодня на этом рынке масса тренеров, коучеров, и не всегда это специалисты высокого уровня. Выход на этот рынок университетских специалистов полезен и востребован.

Есть потребность в таком общении и для Иркутского госуниверситета как общественного института. Мне кажется, сегодня ИГУ оказался в определенном смысле изолирован от городского и регионального сообщества. Общество и СМИ как индикатор общественного интереса начинают интересоваться госуниверситетом только тогда, когда происходят скандалы, перевыборы ректора, например. При том, что в стенах ИГУ идет достаточно активная учебная и научная деятельность.

Одно из следствий этой «закрытости» – то, что высшей школы нет в планах развития региональной экономки. Конечно, вуз не создает добавленную стоимость, а формально он подчинен федеральному органу и независим от муниципальной и региональной власти. Им нельзя взять и поуправлять. С другой стороны, давайте посчитаем. В Иркутске на 600 тыс. населения в недавнем прошлом было 100 тыс. студентов. Сейчас, учитывая все метаморфозы высшей школы, их осталось порядка 80 тыс. человек. Плюс преподаватели, обслуживающий персонал – получается, что это ведущая отрасль экономики. Здесь огромное количество занятых, и солидные, по крайней мере по региональным меркам, финансовые потоки. Наконец, все современные тенденции показывают, что в условиях цифровой экономики, экономики услуг высшая школа играет первостепенную роль – это, конечно, сложнее, чем еще один алюминиевый завод, но для развития региона точно полезнее.

В России нет мобильности на рынке труда. Как правило, человек, оканчивая вуз, здесь же и остается работать. Большая часть нашей элиты и сейчас, и надолго вперед – это выпускники наших же институтов. Кого мы выучим, те и будут нас учить, лечить и нами управлять. Выпускники московских вузов приедут к нам только в качестве больших начальников, да и то ненадолго. Для них это лишь стартовая площадка в дальнейшей карьере, они не связывают с Иркутском долговременные планы.

В последние годы я много работаю с Томском. Так вот, Томский университет и вся томская вузовская система – это корневая система города. И городская власть это прекрасно понимает, и вузовская система осознает свою ответственность. А в Иркутске пока эту стенку буквально лбом нужно пробивать.

И, наконец, этот проект важен для преподавателей. Потому что общение с обществом должно идти, в том числе, и по каналу дополнительного образования. Мы не должны зацикливаться на студентах, должны уметь переходить с одного регистра на другой, быть если не лидерами мнений, то хотя бы участвовать в жизни регионального сообщества.

Словом, я с интересом слежу за развитием проекта «Научные weekend’ы», участвую в нем и надеюсь, что он окажется началом стратегического прорыва, поскольку в условиях самоизоляции от сообщества университет не выживет.

Выбирая тему для своей лекции, я остановился на таком предмете, как этничность. С одной стороны, это является предметом моих научных интересов, с другой – интересно слушателям, поскольку межэтнические отношения сегодня в центре внимания всего мирового сообщества. Предмет сложный для понимания, поскольку нас этому не учили. Многие усвоили советский подход, который основывался на понятии национальности. Был паспорт, была пятая графа – и так государство директивно предписывало нам, кем мы являемся. Но этот подход – устаревший. Сегодня мы видим, что человек, часто меняя место проживания, принимает не только законы, но обычаи и культуру страны пребывания, сознательно конструируя свою этничность. Или не конструирует – и все равно меняется, присоединяется к национальному меньшинству и развивается уже в этой, новой для себя общности.

Этничность – предмет, сам по себе слабо поддающийся структурированию, динамично развивающийся, противоречивый и до конца не определенный. На своей лекции я попытался объяснить природу этого явления, остановиться на разнице между этничностью и этносом. Этнос, это определение, казалось бы, близкое, но принципиально разное. Если этничность – это некие качества, которые позволяют создавать сообщество с другими людьми, то этнос – это коллективное тело. К этносу ты принадлежишь, этничность как набор качеств и ценностей, которые ты выбираешь или создаешь сам. Сейчас, в глобальном мире, общество перестает существовать в форме устойчивых коллективов – семьи, рода, клана – этнос стремительно отступает.