Законодательство о Байкале требует изменений

Изменение границ водоохранной зоны озера Байкал, по мнению людей, проживающих на его берегах, не решит проблем, связанных с экологическими ограничениями. Что еще нужно сделать на региональном и федеральном уровнях, чтобы облегчить жизнь местного населения? Эту тему обсуждали на совещании в поселке Еланцы Ольхонского района с участием депутата Госдумы Михаила Щапова и министра имущественных отношений региона Владислава Сухорученко.

– У нас в Центральной экологической зоне проживает до 130 тыс. человек, – подчеркнул Михаил Щапов. – Целым рядом водоохранных мероприятий, зачастую избыточных, без научной проработки, учета общественного мнения, мы сделали жизнь людей, мягко говоря, непростой, а в некоторых аспектах невозможной. Наша цель – проанализировать решение по водоохранной зоне, какие риски несет оно для экологии и местных жителей.

Министр Владислав Сухорученко напомнил о том, как были установлены новые границы водоохранной зоны. В населенных пунктах и вне их решено было использовать два разных подхода.

– Граница водоохранной зоны вне границ населенного пункта устанавливается в соответствии с методом, предложенным Институтом географии СО РАН. Этот подход научно обоснован, и к нему вопросов нет. Напомним, до последнего распоряжения правительства граница водоохранной зоны была установлена по границе Центральной экологической зоны без всякого обоснования, а это десятки километров и масса ограничений для местного населения. Что касается населенных пунктов, то в них водоохранная зона будет установлена по границе прибрежной полосы.

Ранее координаты прибрежной полосы были определены и внесены в Единый реестр недвижимости Федеральным агентством водного хозяйства. Но это вызвало несогласие ученых и местного населения, проблемы которого оказались решены лишь частично.

Владислав Сухорученко рассказал, что в правительстве Иркутской области проанализировали новые изменения границ водоохранной зоны в населенных пунктах:

– Становятся допустимыми четыре режима. Так, будет разрешено движение вне дорог с твердым покрытием. Мы прекрасно понимаем, что вы делали это раньше, фактически же то, что вы делали нелегально, теперь разрешено официально. Люди перестают быть правонарушителями. Второе – возможность размещения кладбищ на территории муниципальных образований. Это была очень серьезная проблема. Водоохранная зона была установлена за десятки километров от населенных пунктов. Третье – сброс сточных вод. При этом важно отметить, что воды должны быть очищены до состояния, предусмотренного приказом № 63, по сути, это должна быть чистая вода.

Новые границы водоохранной зоны также позволяют временно размещать на территории неопасные отходы ТБО. Никакой речи о разработке новых месторождений, добыче полезных ископаемых по-прежнему не идет. Передавать землю в частную собственность также будет нельзя. Но это не препятствует предоставлению участков в аренду.

– Мы полагаем, что ограничение в обороте земельных участков не решает экологической защищенности. Навредить экологии может как собственник, так и арендатор. Для обеспечения экологического режима нужно предусматривать экологические запреты при использовании земель, как режим водоохранной зоны или ЦЭЗ, – продолжил Владислав Сухорученко.

К сожалению, постановление правительства № 643 с точки зрения его как нормативно-правового акта недостаточно проработано. Специалисты до сих пор не могут разобраться в ряде формулировок, к примеру, непонятно, что такое «незатронутые природные территории», «объекты жизнеобеспечения», которые могут строиться.

По словам Владислава Сухорученко, до конца года должны быть уточнены и поставлены на кадастр границы поселений в ЦЭЗ. Таково было поручение президента РФ.

– Министерством имущественных отношений совместно со службой архитектуры области разработана государственная программа, которая предусматривает субсидирование органов местного самоуправления в размере 95% от соответствующих расходов на выполнение генпланов для установки границ населенных пунктов. Наша задача – до конца года поставить все границы населенных пунктов на кадастровый учет, чтобы у нас в дальнейшем подобных вопросов никогда не возникало, – отметил министр.

До конца года должен быть решен вопрос и о постановке на кадастровый учет границ «Заповедного Прибайкалья». Там поставлена задача экологического зонирования, предусматривается рекреационная зона с доступом граждан.

В правительстве региона также разрабатывается порядок установления особо охраняемых природных территорий рекреационного значения регионального уровня. После этого все территории, которые не вошли в границы населенного пункта и «Заповедного Прибайкалья», будут отнесены к категории рекреационного назначения. Для них также установят специальный экологический режим, плату за посещение. Эту работу проводит министерство природных ресурсов региона и агентство по туризму.

Институт географии выполнил работу по расчету антропогенной нагрузки на берегах Байкала. Но выводы ученых не позволяют принять конкретные меры по уменьшению данной нагрузки. Законодательством не предусмотрены требования об экологическом зонировании. Установление же его во многом могло бы упростить ситуацию. Проведя зонирование, можно точно сказать, где в регионе, к примеру, будут незатронутые территории, в которых любая антропогенная нагрузка запрещена.

– А там, где нет запрета, будут установлены условия ведения деятельности, соответствующие той антропогенной нагрузке, которую несет территория, – заключил министр имущественных отношений.