18.04.2018 09:00
Рубрики
Общество
18.04.2018 09:00

Инновации для качества дорог

Строительству и реконструкции дорог предшествует не менее кропотливая и трудоемкая работа по проектированию нового объекта. Георадарное обследование, создание объемных моделей автомобильных трасс – об этих и других инновациях в проектировании дорог рассказала генеральный директор АО «Многопрофильная компания «Индор» Людмила Суслова.

Работа компании охватывает значительную часть Восточной Сибири. В основном это заказы на проектирование участков федеральных трасс, иногда сложных, с масштабной реконструкцией и обычными капитальными ремонтами. Также «Индор» работает с региональными дорожными дирекциями, готовит проекты не только для дорог в Иркутской области, но и в Бурятии, Забайкальском крае. Кроме того, компания работает с муниципальными дорогами.

 Диагностика дорог

Основной объем проектных работ связан не со строительством новых, а с капремонтом или реконструкцией уже эксплуатируемых дорог. Требования к качеству дорог растут, а межремонтные сроки для строительства сокращаются. Поэтому без современных технологий в дорожной отрасли не обойтись. Как подчеркивает Людмила Суслова, для качественного проекта важно максимально полное обследование существующих конструкций дороги:

– Задолго до того, как на поверхности дороги появятся видимые разрушения, внутри дорожной одежды или земляного полотна начинаются скрытые процессы, там могут образовываться пустоты, скапливаться влага, разрыхляются или нарушаются слои. Обычно состояние слоев дороги и причины деформации оценивают по пробам грунта из скважин. Как правило, скважины делают каждые 200–300 метров, но для того, чтобы получить полную информацию о толщине и состоянии слоев дорожной одежды и грунта на всем протяжении дороги, этого недостаточно. И очевидно, что бурить скважины слишком часто нельзя, это разрушает дорогу и, соответственно, дорого обходится.

Чтобы определить, где бурить скважины, найти потенциально возможные участки деформации и выяснить, почему возникают изменения, с прошлого года «Индор» использует современные неразрушающие георадиолокационные методы. Георадар помогает проводить максимально полное обследование дороги, определять наилучшие точки для скважин и оптимизирует расходы. К тому же это позволяет своевременно выявлять скрытые процессы внутри дороги, что очень важно для поддержания качества дорог и соблюдения нормативных сроков ремонта.

Георадар «видит» сквозь дорожное покрытие, способен различать материалы, обнаруживать дефекты и пустоты в грунте даже на больших глубинах, рассказывает Людмила Суслова. Прибор, испускающий импульсы, движется по дороге, обследуя ее полностью. Высокочастотные волны попадают в разные слои конструкции дороги, отражаются и улавливаются приемником георадара, полученный сигнал записывается и позже интерпретируется специалистами.

Первыми крупными проектами, где применялась георадарная технология, стали в прошлом году участки автодорог, находящиеся в ведении ФКУ Упрдор «Прибайкалье» и ФКУ Упрдор «Забайкалье», в этом году здесь уже будут ремонтные работы.

Трасса в 3D

При проектировании дорог компания также применяет наиболее современные методы. В их числе BIM-технологии, то есть создание информационных моделей проектируемых сооружений. Эта технология уже давно используется при сооружении зданий, а теперь внедряется и в дорожное строительство.

Объемная модель дороги учитывает огромное количество деталей и параметров объекта. В ней заложены не только данные расположения дороги на местности, размеры, материалы, используемые в строительстве, или виды ограждений. Модель также содержит и множество сопутствующей информации: есть ли рядом зеленые насаждения, здания, водопропускные трубы, какое предусмотрено освещение, особенности почвы, наличие линий коммуникаций как подземных, так и воздушных, пересечение с другими дорогами. Кроме того, объемная модель сочетается с кадастровыми планами. В итоге строители получают трехмерную модель автомобильной дороги, по этому проекту организуется строительство, по нему же ведется экспертиза качества выполняемых работ.

Специалисты «Индор» прошли необходимое обучение, и на сегодня компания является одним из немногих транспортно-проектных предприятий в регионе, использующих эту технологию. Все расчеты специалисты компании делают самостоятельно: есть свои мастера по переустройству коммуникаций, устройству дорожных переездов, свои экологи, геологи, геодезисты, проектировщики. В компании также действуют собственные стационарные и передвижные лаборатории, которые исследуют грунт и строительные материалы.

Новые технологии, уверена Людмила Суслова, помогут улучшить дорожную сеть региона, ведь надежные дороги начинаются с качественного проектирования.

На правах рекламы