Альтернатива школе

Почему родители выбирают для детей семейное обучение?

В этом учебном году на семейное образование перешли 217 детей в Иркутской области. Почему родители вместо обычной школы выбирают для своих детей самостоятельное обучение, с какими трудностями они сталкиваются и как их решают?

Причин, по которым родители предпочитают школьному образованию семейное, может быть масса, но в большинстве случаев это неприятие системы школьного образования. Здесь речь не идет о случаях, когда ученик не может посещать школу по состоянию здоровья и к нему приходят учителя. Форма семейного образования предполагает, что родители ребенка осознанно идут на самостоятельное его обучение дома, хотя на то нет медицинских показаний.

Учим сами

Иркутянка Василина Бурлакова не отдала своего сына Милана в первый класс обычной школы, а решила учить его сама. Одна из причин – личный школьный опыт.

– У меня папа охотовед, поэтому детство я провела в лесу, мы жили в зимовье. Когда надо было идти в школу, перебрались в город. В школе меня научили читать, писать, считать и, пожалуй, все. Уроки английского были, но выучила я его только во взрослом возрасте. Не спорю, были учителя, которые преподавали интересно, но большую часть времени мы проводили в школе впустую.

Василина считает, что дети в школе не в состоянии нормально усваивать информацию:

– Школа – это социум, в котором ребенку нужно занять свое место. Это настолько важно для детей, что все их внимание посвящено именно этому, тут не до учебы. К тому же среда, в которой оказывается ребенок в школе, психологически агрессивная. Ребенок долго адаптируется, находится в стрессовых условиях, а ему еще пытаются вдолбить школьную программу, естественно, он ничего не может понять.

Супруг поначалу был против семейного обучения. В числе противников была и лучшая подруга, которая говорила о преимуществах учебы в школе и общении. От опытных педагогов звучали призывы о лишении ребенка социума, о роли школы в подготовке к жизненным трудностям.

– Я не согласна в корне. Сын общается с ребятами, посещает кружки, ходит в музыкальную школу, где играет на фортепиано, поет в хоре, с удовольствием занимается спортом. На все это у него освободилось время, которое он проводил бы в школе, – говорит Василина.

В департаменте образования она написала заявление, обговорила все моменты домашнего обучения со школой, к которой ребенок прикреплен по прописке. Получила учебники, пособия.

– Первый класс мы занимались два раза в неделю по часу, и Милан сдал все на «пятерки». Ходили проверять знания в школу каждую четверть. Сейчас учимся во втором классе. Думаю, ограничим посещение школы одним разом в полгода.

Милану восемь лет. Он внимательно слушает, о чем мы разговариваем, взрослых не перебивает. А когда мы спрашиваем, какой предмет самый любимый, называет математику и окружающий мир.

– Задачки по математике решает очень быстро. Здесь даже моя помощь не нужна. Мы с ним не проходим английский, хотя он в школе у ребят уже идет. По программе это не обязательный предмет. Но я не беспокоюсь, что он не будет знать язык. У него живой интерес к английскому языку, он сам берет книжку и читает, хотя мы его не учили. Он созрел к этому возрасту, ему стало интересно.

Скоро мама собирается записать Милана на секцию популярной сегодня робототехники, видя его интерес к этой теме.

– В школе много необязательных предметов, мы их и не сдаем. Лучше преподавали бы основные предметы в интересной форме в небольших группах. А остальное – кружки. Тогда и дети бы шли заниматься с удовольствием.

Количество «хоумскулеров» растет

Свободно ориентируется в теме семейного образования опытный иркутский коучер, в прошлом бизнесвумен, далекая от педагогики, Юлия Стеблецкая. Появление детей изменило в ее жизни все, она с головой ушла в педагогические методики, регулярно ведет лекции на тему семейного образования на ведущих площадках города, вводя в лексикон родителей, ищущих школе альтернативу, новое слово «хоумскулинг».

Юлия, в отличие от Василины, со старшим сыном прошла многое, прежде чем решиться на обучение дома. Сначала была вальдорфская школа, затем лицей, где с первых же месяцев учебы стало понятно, что надолго мальчик в его стенах не задержится. Если раньше ребенок свободно решал открытые задачи (с разными вариантами ответов. – Авт.), то, начав учиться в лицее, не справлялся с простыми заданиями.

– Нынешняя школа учит всего двум вещам: повторять за учителем и быть удобным. По моему сыну школа словно трактором проехала, – вспоминает год учебы сына в лицее Юлия Стеблецкая. – Нам стало ясно, что мы уйдем на семейное образование, другого выхода не было. Мы первый год на семейном образовании, промежуточные экзамены уже показали, что это дает свои плоды – сын сдал предметы вполне прилично. Самое ценное то, что ребенок учится учиться самостоятельно, добывать информацию. И это только радует. Хотя я вполне допускаю, что есть дети, которым школьная система очень подходит, и все для них складывается наилучшим образом, и педагоги хорошие попадаются, и круг общения подходит.

Если ваш ребенок не может адаптироваться в школе, стоит попробовать учить его дома, уверена Юлия. Страхи, с которыми сталкиваются родители, перед тем, как решиться на этот шаг, вполне понятны. Интересует методика, по которой они будут обучать детей, сколько времени будет занимать обучение, состоятся ли они сами как педагоги, сможет ли ребенок их понять, и что делать, если не сможет.

Юлия Стеблецкая отмечает, что опасаться не стоит, даже в Иркутске есть сообщества, которые подскажут, как быть в той или иной ситуации. Есть группы в соцсетях, посвященные семейному образованию, к услугам «хоумскулеров» огромное количество информации в интернете. В Москве есть много семейных школ, которые ведут каналы в интернете, проводят семинары, вебинары. Кто-то из родителей ищет в том же интернете сканы советских учебников, они, как известно, были намного лучше современных учебников.

– В Москве ежегодно 7 тыс. семей переходят на «хоумскулинг», в Иркутске процесс тоже идет, но не такими темпами. Есть у нас центр семейного образования, где можно записаться на определенные занятия. Семьи у нас объединяются в группы, чтобы легче было оплачивать уроки у репетиторов. Бояться не стоит, выход всегда можно найти. В конце концов, если не справитесь, всегда можно вернуться в школу. Даже если родители не могут обеспечить обучение ребенку, и он не сдает предметы, его вернут в школу. Хотя ни об одном таком случае слышно не было. Напротив, если ребенок на семейном образовании с первого класса, осилить 10-летнюю школьную программу он сможет за семь лет. Этот факт неоднократно подтверждался, – говорит Юлия.

Ваше мнение

Ольга Кондрашова, замдиректора иркутской школы № 46:

– Родитель, не имея педагогического образования, не сможет дать ребенку той базы, которая у него должна быть. Не зная методики, очень сложно обучать. Последствия для ребенка будут, если не сразу, то в течение жизни. Это и нехватка знаний, и неумение жить в коллективе.

Марина Бочило, педагог-психолог высшей квалификационной категории:

– Сложно судить о плюсах и минусах семейного образования. В моей практике был только один случай, когда старшекласснику, обучающемуся дома три года, и решившему вернуться в школу перед итоговыми экзаменами, потребовалась помощь психолога. Ребенку было очень сложно снова влиться в коллектив, особенно тяжело ему давалось соблюдение режима: ранний подъем, присутствие на шести-семи уроках. Его мама, кстати, педагог, несмотря на возникшие трудности, нисколько не жалела о годах, когда сын учился дома. На мой взгляд, в первую очередь, решаясь на такой шаг, нужно думать, как это решение отразится на ребенке.