07.02.2018 13:19
Рубрики
Власть
Текст
Анна Соколова
Текст:
Анна Соколова
07.02.2018 13:19

Перевозки льготников вывели из тени

Порядка десяти лет в Иркутской области процесс перевозок льготных категорий граждан полностью регулировался самими перевозчиками. Они в этом деле, надо сказать, изрядно преуспели: сами печатали бумажные билеты, сами их реализовывали, они же подтверждали факты проезда льготников, формировали ведомости и приносили заполненные документы в министерство социального развития для оплаты. Все эти процессы никем толком не контролировались, а значит, велик был соблазн воспользоваться ситуацией и неплохо заработать, что перевозчики и делали. Разобраться с ситуацией и покончить с хищением бюджетных средств областным властям удалось буквально за один год. О том, как получилось вывести перевозчиков на чистую воду, сэкономить бюджетные деньги, и на что планируется их направить, рассказал заместитель губернатора – руководитель аппарата губернатора и правительства Иркутской области Дмитрий Чернышов.

– Лучше всего о масштабах деятельности перевозчиков скажут цифры. В 2015 году из бюджета области транспортным компаниям за перевозку льготников было выплачено 430 млн рублей, в 2014-м – 454 млн, но самым показательным стал 2013 год, когда перевозчики получили рекордную сумму в 612,6 (!) млн рублей.

Еще с начала 2010 года, когда я работал вице-мэром Ангарска, неоднократно слышал, как органы соцзащиты заявляли, что перевозчики подают завышенные цифры. В отчетах они указывали, что число поездок в месяц у конкретных граждан составляет 80, 100 и даже больше. Не каждый человек, даже молодой и здоровый, чисто физически сможет столько раз ездить, а здесь речь идет о пожилых людях, часто имеющих проблемы со здоровьем.

Подозрения в нечестности перевозчиков выливались в многочисленные жалобы в прокуратуру, полицию, УБЭП. Правоохранительным органам указывалось на то, что перевозчики занимаются приписками, что областной бюджет вынужден оплачивать неоказанную услугу. Проверки совершались, но, как правило, они заканчивались ничем. Бюджет тем временем продолжал нести затраты.

 

IMG_8481_resize

– Как и когда эту проблему начали решать областные власти?

– В начале 2016 года в аппарате губернатора и правительства Иркутской области с помощью сотрудников социального министерства был проведен анализ, выборочный опрос льготников. Выяснилось, что даже лежачие люди или очень пожилые, если верить документам, предоставленным перевозчиками, совершали по 50, а где-то даже по 60–70 поездок в месяц. Стало очевидно, что транспортные компании делали приписки, чтобы получать сверхдоходы из областного бюджета.

Деньги, которые могли бы пойти на оказание нуждающимся конкретных мер поддержки, шли в карманы перевозчиков. Мы обратились в правоохранительные органы и параллельно стали сами решать проблему. Министерство социального развития и аппарат правительства Иркутской области при введении единого социального проездного билета применили программный подход. Для того, чтобы изменить ситуацию коренным образом, необходимо было брать все процессы под контроль – изготовление, реализацию билетов, учет поездок льготников и, собственно, предоставление этих документов в минсоцразвития. От перевозчиков требовалось только одно – оказать услугу гражданам. Мы предложили этот вариант губернатору, он его поддержал.

– Именно тогда была принята непопулярная мера – сокращение числа льготных поездок до 30. Для чего это было сделано?

– Да, мера была вынужденная, но необходимая. Сотрудники министерства социального развития посчитали среднее число поездок в месяц на человека за последние пару лет. Оказалось, что льготник в среднем совершает 23 поездки. Отсюда возникла цифра 30. Мы были убеждены, что даже 30 поездок льготники не выбирают. Этим ограничением мы в первую очередь умерили аппетиты перевозчиков, а сами, тем временем, внедряли новый механизм работы.

От бумажных проездных, которые сложно контролировать, было решено отказаться в пользу электронных льготных билетов. Был приобретен аппаратно-программный комплекс, с помощью которого ведется учет поездок льготных категорий пассажиров, пользующихся электронными билетами. Была поставлена задача перевести абсолютно всех льготников на электронный билет.

– Как нововведения оценили сами льготники?

– Электронный билет дает льготникам плюсы в виде удобства проезда. Если бумажный билет выдается ежемесячно, за ним нужно куда-то идти, стоять в очереди. Электронный выдается единожды, потом туда регулярно зачисляются деньги. Заходит льготник с электронным билетом в автобус, провел его через валидатор, и нам поступает сигнал о его поездке. Сейчас 80% транспортных средств обеспечены валидаторами. По электронным билетам ездят в Ангарске, Иркутске, Усолье-Сибирском, Братске, Киренске. Осталось 20% – это несколько муниципалитетов. В ближайшие полгода этот вопрос будет закрыт.

– Какую экономию показала новая система? Ведь пришлось потратиться на приобретение оборудования в машины, аппаратно-программного комплекса, самих билетов.

– В 2017 году в качестве субсидий из областного бюджета перевозчики получили 297 млн рублей. Согласитесь, существенная экономия. Это почти на 100 млн меньше, чем в 2016-м, и более чем на 300 млн меньше, чем в 2013-м. Мы сами стали выпускать электронные и бумажные билеты в территориях, которые еще не перешли на новую систему. Да, пришлось понести затраты, но выгода главная из них – 30 млн рублей на аппаратно-программный комплекс, незначительные средства пошли на изготовление билетов: и электронных, и бумажных. Но выгода все равно очевидна, учитывая, что наши расходы – разовые, а хищения из бюджета в предыдущие годы осуществлялись систематически. Кроме того, нам удалось исключить эти траты из бюджета на все будущие годы. Сейчас подтасовка со стороны перевозчиков исключена полностью. Информация по количеству поездок льготников поступает в минсоцразвития напрямую через АПК. Вот сами и считайте пользу. Именно новая система, созданная на основе применения программного подхода в управлении, позволила декриминализировать перевозки льготников и сделать их прозрачными.

– Почему не удалось перевести на электронные билеты все территории?

– По разным причинам. Пока в процессе не участвует Шелехов. Главой города там избрался перевозчик, к нему также есть вопросы по перевозкам. Есть трудности и у усть-илимских частных перевозчиков, у которых нет средств установить валидаторы. Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта поставлена задача проработать возможность субсидирования, возможно, кредитования через нашу корпорацию на установку в автобусах считывающих устройств с обязательным возвратом денежных средств.

– По бумажному билету можно было проехать только в пределах своего муниципалитета. У электронных билетов есть преимущество, оно дает возможность ездить по этому билету по всей области. Льготники им уже пользуются?

– Пока идет тестирование. В ближайшие месяцы льготники Иркутской области смогут, проживая, к примеру, в Киренске, проехать по своему электронному билету в Иркутске.

– Экономию бюджетных средств в результате перехода на новую систему не все восприняли положительно. Нашлись люди, которые упрекнули вас в экономии на льготниках…

– Мы в первую очередь предотвратили хищение бюджетных средств. Средства же, которые удалось сэкономить, губернатор Иркутской области планирует направить на оказание мер соцподдержки нуждающимся гражданам. После того, как мы доложили губернатору о результатах нашей работы, он незамедлительно принял решение снять ограничение и увеличить количество поездок во всех муниципалитетах до 50. С 1 апреля это решение вступит в силу.

– Будут ли наказаны перевозчики, которые приписывали количество поездок льготникам?

– Мы направим всю информацию, которую наработали, в правоохранительные органы. Дальше решение за ними. Губернатор будет контролировать процесс.

 

комментарий

Алексей ЖЕМЧУЖНИКОВ, представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей по Ангарску:

– Я очень хорошо знаком с проблемами транспортников, потому что в Ангарске скандалы с пассажирскими перевозками идут давно. Я приветствую решение губернатора Сергея Георгиевича Левченко о наведении в этой сфере порядка. Эта отрасль действительно сильно криминализирована, и я рад, что об этом начали говорить открыто и стали в этом разбираться, чтобы прекратить возможность для злоупотреблений. Хорошо, что почти все функции по контролю за перевозками правительство забирает на себя. Надеюсь, что это только первый шаг и в дальнейшем вся деятельность от закупки валидаторов до обслуживания программного комплекса будет нормализирована.