27.12.2017 14:00

Путешествие «Сквозь стихию»

Изящные линии этих скульптур, кажется, рисуют не только очертания животных, но и ветра, метели и водную стихию. Созданные из бронзы, они кажутся такими легкими, словно висят в воздухе и движутся сквозь стихию. Не случайно именно так называется выставка известного художника, ювелира, оружейного мастера Жигжита Баясхаланова из Санкт-Петербурга, которая проходит в иркутской галерее В. Бронштейна.

В экспозиции можно увидеть более 30 произведений художника, созданных за последние два года. Среди них монументальные скульптуры – собственно это дебют мастера в данном виде искусства – мелкая пластика и ювелирные ножи. Кстати, именно с их изготовления и начал свой путь в искусстве Жигжит Баясхаланов, они же позволили ему шагнуть в своем творчестве гораздо дальше.

– Мне хотелось делать какие-то необычные ножи, не как у всех, и я придумал навершия не с анатомической головой, как у всех, а с силуэтом животного, – рассказал художник. – Потом возникла идея создавать из металла трофеи для охотников, ведь если, например, человек добыл лося, то не обязательно вешать в офис его голову, можно заменить ее бронзовой скульптурой. Мне показалось, что это будет более стильно и современно.

Самая любимая модель скульптора – лошадь. И это не случайно, выросший в деревне, Жигжит Баясхаланов все детство восхищался красотой и грацией этого животного. Отсюда знание малейших нюансов в его поведении, ведь лаконичными линиями мастер создает не только образ лошади, но и передает ее состояние.

– Я хотел показать не самих животных, ведь их нам уже демонстрирует природа, с которой сложно тягаться, а настроение, которое они выражают, – рассказал Жигжит Баясхаланов. – Например, голова лошади в скульптуре «У воды» символизирует для меня абсолютную свободу и гармонию. Ее глаза закрыты, она пьет воду, а по сути, черпает вдохновение или энергию природы. Ноздри я намеренно оставил сквозными, чтобы чувствовалось ее активное дыхание, как это и бывает на водопое.

На выставке есть и экзотические для нашего региона животные. Например, «Носорог», покрытый зеркальной патиной с бивнем из лазурита, который всем своим видом символизирует решительность. Одним из самых эффектных арт-объектов в коллекции можно назвать голову лося. Гигантский металлический каркас художник решил одеть не в бронзу, как другие скульптуры, а обмотать проволокой. В итоге образ получился легким и в то же время впечатляюще монументальным.

– Когда я впервые увидел лося в живой природе, удивился. насколько он огромный, конечно, не такой, как эта скульптура, но все равно это очень мощный зверь, – отметил Жигжит Баясхаланов. – Думаю, его, как и медведя, можно назвать полноправным хозяином тайги. Именно это ощущение я хотел передать через скульптуру. А техника, в которой он выполнен, родилась случайно. Дело в том, что, когда создают модель скульптуры из глины, каркас обычно обматывают проволокой, чтобы пластичный материал лучше крепился к основанию. Мы начали это делать и увидели, какая интересная фактура получилась, но при этом скульптура осталась легкой. Особенно эффектными вышли рога. А благодаря финальной пескоструйной обработке мы получили интересный серо-серебристый цвет.

Скульптура, вкупе с грамотно выстроенным на выставке освещением, словно переносит зрителя в некий сказочный лес. Вообще, это ощущение воздуха вокруг монументальных произведений Жигжита Баясхаланова заставляет на полную мощность работать воображение. Наверное, именно так выглядит идеальный компромисс между традицией и современным искусством, который не отталкивает человека от произведения, и в то же время не предлагает ему лишь копию действительности. Кстати, главная идея автора заключается в том, чтобы на скульптуру хотелось смотреть – глаз скользит по поверхности и отдыхает на ней, в отличие от его же мелкой пластики и ножей, которые скорее хочется разглядывать, чтобы не упустить ни одну деталь. Созданные из серебра, золота, моржового клыка, редких пород дерева и драгоценных камней, они являются настоящими произведениями ювелирного искусства, а сами лезвия из дамасской стали делают их опасным оружием.

– Изначально нож – это хранилище души, он несет непростую функцию, вспомним традиционные бурятские ножи, – пояснил автор. – Символы же, которые я использую, не просто декоративные элементы. На самом деле они усиливают его сакральное значение. Однако и сам нож, с орнаментами или без него, – священный атрибут.

Во всех работах автора чувствуется влияние национальной культуры, ведь сохранять и развивать традиционное искусство для Жигжита Баясхаланова очень важно. Эти убеждения разделяют все сотрудники его мастерской, где работают в основном друзья и родственники художника. И это неудивительно, ведь он родился в бурятском селе Алханай Забайкальского края, и многие знания, в том числе о культуре и искусстве своего народа, получил по прямой передаче. Еще в детстве он увлекся ювелирным делом, наблюдая за работой отца – искусного мастера, который поддержал способности мальчика. Со временем хобби Жигжита Баясхаланова стало профессией. Он уже много лет живет в Санкт-Петербурге, и за его плечами участие в многочисленных международных и всероссийских выставках и конкурсах. Работы мастера входят в собрания многих музеев и галерей по всему миру, в частные коллекции известных политиков, бизнесменов и общественных деятелей.

Выставка будет работать до 14 января.