19 декабря 2017 13:12

«Две королевы» в паутине зеркал

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Страсть и любовь, реки крови и битва за престол – в Иркутском музыкальном театре поставили современную оперу «Две королевы» по мотивам пьесы Людмилы Разумовской «Ваша сестра и пленница».

Спектакль о непростых взаимоотношениях королевы Шотландии Марии I и королевы Англии Елизаветы I в постановке главного режиссера театра Анны Фекеты, безусловно, можно назвать самой зрелищной премьерой сезона. Сильные сценические образы, высокий драматический накал, оригинальные музыка и либретто, масштабные декорации, около 200 стильных костюмов – все это производит сильное впечатление на зрителя. Премьера оперы состоялась 13 декабря.

– Режиссер Анна Фекета рассказала об идее этого проекта мне и губернатору Сергею Левченко на одной из премьер, – призналась министр культуры и архивов региона Ольга Стасюлевич. – Однако мы боялись, что осуществить самую дорогостоящую за всю историю музыкального театра постановку не получится. Но благодаря государственному гранту идея реализована.

_SIN0175Напомним, грант Министерства культуры России в размере 18 млн рублей был получен по итогам всероссийского фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» в прошлом году. Там иркутяне представили постановку «Анна и адмирал» режиссера Анны Фекеты, признанную одной из наиболее интересных в стране. Для сравнения: обычно стоимость спектакля в Иркутском музыкальном театре составляет 7–8 млн рублей. Однако средства гранта были израсходованы не только на саму постановку спектакля. 30% было потрачено на оборудование сцены и 10% – на музыкальные инструменты.

– К сожалению, наш театр не может похвастаться хорошим оснащением, а ведь сейчас перед постановщиками стоят сложные задачи, – отметила директор Татьяна Мезенцева. – По современным требованиям все должно двигаться, а декорации меняться всего за 10 секунд. Конечно, до такого уровня нам еще далеко, но благодаря этому гранту мы уже ближе к идеалу. Тем более что иркутский зритель достоин по-настоящему масштабных и красивых постановок, ведь зал нашего театра полон на каждом спектакле.

Опера «Две королевы» полностью отвечает этим требованиям, ведь и музыка для нее была написана ростовским композитором Антоном Светличным специально под вокальные возможности труппы Иркутского музыкального театра.

_SIN0067Оригинальное либретто к музыке написала Анна Фекета. С разрешения Людмилы Разумовской, которая, кстати, вначале скептически отнеслась к идее поставить ее пьесу в музыкальном театре, режиссер дописала несколько сцен. В итоге получилось первое музыкальное произведение о судьбе двух королев.

– Основная идея спектакля – показать путь женщины к счастью, – рассказала Анна Фекета. – Каждая из наших героинь выбирает свое, одна – любовь, другая – карьеру. Это очень актуально и в наши дни, когда каждая женщина решает, что поставить на первое место. Очень редко получается соединить семью и работу.

_SIN9511Первый акт спектакля посвящен Марии Стюарт (Александра Гаращук, Софья Сучкова). Красивая, веселая, чувственная, желающая любить и быть любимой, бывшая королева Франции в самой первой сцене теряет друга – секретаря и шута Давида Риччо (Роман Лукьянчук, Станислав Чернышев). Он предстает в гротескном образе Елизаветы I, над которым надсмехается королева с фрейлинами. Вдруг в комнату врывается ее второй супруг Генри Дарнлей (Егор Кириленко) и из ревности жестокого убивает юношу. Однако призрак Риччо в образе Елизаветы появляется на протяжении всего первого акта. А когда Мария вместе со своим любовником Джеймсом Босуэлом (Гейрат Шабанов) замышляет избавиться от мужа, нашептывает ей: «Убей Дарнлея!» Однако свобода не приносит Марии счастья. Против убийцы Босуэла восстает местная знать, и Марии приходится бежать из Шотландии, страны, которая так и не стала ей родной, – в Англию.

В отличие от своей сестры главная героиня второго акта Елизавета Тюдор (Юлия Панченко, Анна Рыбникова) делала для своей страны все, что могла.

– У Елизаветы не было ни детей, ни мужа, но была власть, – рассказала Анна Фекета. – В годы своего правления она смогла поднять страну до таких высот, которые и сегодня позволяют Великобритании быть независимой. Она открывала университеты, при ней развивался театр, чем не могла похвалиться Мария Стюарт, которая занималась личной жизнью.

_SIN9863Обделенная не только привлекательной внешностью, но и родительской лаской, Елизавета находит утешение в многочисленных фаворитах, которых она пренебрежительно называет мартышками. Но никого не подпускает близко, кроме канцлера Сессила (народные артисты России Владимир Яковлев, Николай Мальцев), а в глубине души страдает от одиночества. Поэтому когда в спектакле возникает образ рыжего ребенка с куклой, становится понятно, что в глубине души Елизавета так и осталась одинокой маленькой девочкой.

Символом впечатляющей сценографии спектакля, которую создал петербургский художник Олег Головко, стала зеркальная паутина, в которой запутались героини. Две огромные полукруглые ширмы на колесиках с отражающей перфорированной поверхностью являются сквозной деталью постановки. В те минуты, когда они перекрывают сцену, внутри меняются декорации. В спектакле зрители не видят пафосных замков и тронов, ведь его пространство, как и костюмы, условно и метафорично.

– Оба акта очень разные по цвету и стилю, ведь действие происходит в Шотландии и Англии, – пояснила художник по костюмам Евгения Шутина. – Наши костюмы – некий исторический микс.

Под стать сценографии и костюмам пластическое решение спектакля. В постановке 35 хореографических номеров, которые придумала петербургский балетмейстер Александра Журавлева, однако особая пластика есть в каждом движении артистов.

_SIN9444Словом, в спектакле есть что послушать и на что посмотреть. Кроме того, проблемы королевских особ, которые, как оказалось, тоже любят, страдают, ревнуют, боятся одиночества и хотят быть счастливыми, наверняка тронут зрителей, в жилах которых не течет голубая кровь.

– Мы одинаково понимаем и оправдываем обеих королев, – подчеркнула Анна Фекета. – Ведь трудно сейчас сказать, какой путь лучше. Мария Стюарт закончила свою жизнь на плахе, но, тем не менее, ее сын Яков правил после смерти Елизаветы. Поэтому никто не выиграл в битве. Это история о поиске счастья, о власти, ведь никто из королев не хотел делиться своим троном, и о прощении, поскольку в итоге обе сестры прощают друг друга. Поэтому спектакль заканчивается молитвой. И финал у нее светлый, несмотря на то что Марию Стюарт в спектакле все-таки казнят.

Другие материалы