18 декабря 2017

Центр правовой поддержки людей старшего возраста работает в Иркутске

На территории Иркутской области вот уже 3 месяца действует Центр правовой поддержки людей старшего возраста, проект, реализуемый Фондом научных, социальных и образовательных проектов «Пульсар», по оказанию профессиональной юридической помощи гражданам старшего возраста на безвозмездной основе. Реализация проекта стала возможной благодаря гранту Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества.

Анализ деятельности Центра показал, что проект оказался востребованным у данной категории граждан. Так, с момента открытия Центра за бесплатной юридической помощью обратилось уже более 60 человек. Всего было проведено 80 юридических консультаций как на базе Фонда «Пульсар», так и на выезде, консультации по телефону и электронной почте.

Выездные консультации востребованы у пенсионеров

Выездные консультации оказались полезными для граждан, не имеющих возможности в силу возраста или состояния здоровья добраться до места расположения Фонда «Пульсар» (ул. Байкальская, 295/2), а также тем, которым удобнее приезжать в центр города.

Юридическое консультирование проводилось по всем сферам действующего законодательства, наиболее популярными среди которых были: кредитные и страховые обязательства; правомерность привлечения к административной ответственности; защита прав потребителей; наследственные правоотношения; оказание мер социальной поддержки; трудовые правоотношения; земельные правоотношения; жилищные правоотношения; защита права собственности; семейные правоотношения; исполнительное производство; пенсионное законодательство; налоговые правоотношения.

По результатам устного консультирования гражданам не только разъяснялся правовой алгоритм действий, но и по их просьбе осуществлялся подбор и распечатка нормативных правовых актов. В случаях, когда правовой вопрос требовал письменного оформления (исковое заявление, письменное заключение, претензия и т.д.) сотрудниками проводился полный анализ имеющихся у заявителя документов на предмет соответствия их действующему законодательству, а также сформированной по данному вопросу судебной практики. В рамках оказания юридической помощи разработано 42 документа правового характера, из них: претензий – 1; обращений в органы государственной власти – 23; правовых заключений – 3; исковых заявлений – 4; жалоб – 4; иных документов (отзывы, заявления и ходатайства в суд) – 7.

В рамках своей работы, сотрудники Центра пришли к выводу, что оказание бесплатной юридической помощи гражданам старшего возраста является крайне востребованной услугой, каждый гражданин, обратившийся в центр, посетил его не единожды, некоторые граждане обращались за правовой поддержкой по нескольким делам.

Люди старшего возраста плохо знают свои права

Специалисты пришли к заключению, что большинство граждан старшего возраста (возрастная категория от 70 лет) плохо осведомлены о своих правах и способах их защиты. Поэтому, во-первых, не пользуются всем объемом льгот, который предусмотрен действующим законодательством. Во-вторых, не могут качественно своими силами отстаивать свои права и законные интересы в органах государственной власти и в суде.

Очень много обращений было именно по вопросу судебной защиты. Граждане, реализуя свое право на судебную защиту, часто не могли в судебном заседании доказать законность своих требований, подтвердить их допустимыми и относимыми доказательствами, а также представить качественные контраргументы. Как итог – проигранные дела, а как следствие – невозможность в будущем предъявлять аналогичные требования.

Формально все законно, но чувство незащищенности у граждан остается, а вместе с этим чувством исчезает вера в судебное правосудие, появляется правовой нигилизм, недоверие к власти.

Нарушение сроков и нежелание разрешить конфликт в досудебном порядке

Хочется отметить, нежелание граждан разрешать возникшие правовые проблемы в досудебном порядке, бурное выяснение отношений со стороной спора (вплоть до личных оскорблений) и нежелание услышать аргументы другой стороны, негативно сказываются на конструктивном разрешении возникшего спора.

Граждане стремятся сразу же обратиться в суд, несмотря на то, что их позиция с правовой точки зрения не всегда является безупречной. Ответчик в свою очередь тоже идет на принцип и взыскивает с проигравшего истца судебные расходы, которые понес. Хотя потом в личной беседе, он упоминает, что если бы истец изначально отнесся к нему уважительно, то и ответчик бы пошел на мировую и они смогли бы найти правовой компромисс. А так вместо положительно решенного правового конфликта – обязанность нести дополнительные расходы.

В-третьих, нарушение сроков за обращением за защитой. Очень часто наши граждане поздно обращаются за юридической помощью. Законом установлен трехлетний срок исковой давности. В этот период гражданин должен обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. Есть требования, на которые сроки исковой давности не распространяются, например, требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов, требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения и некоторые иные требования в соответствии с законом. Все остальные ограничены трехгодичным сроком. Этот срок считается достаточным для реализации права на защиту нарушенных прав. Установлением сроков государство стимулирует граждан к своевременному обращению за защитой своих прав, потому что это гарантирует сохранность доказательственной базы и облегчает судопроизводство по делу.

Пропуск срока исковой давности не влечет прекращения права на защиту, то есть в суд с иском обратиться можно, но если вторая сторона (ответчик) заявит о пропуске срока, то в судебной защите будет отказано.

Последствием вынесения судебного решения об отказе в удовлетворении заявленных требований по причине истечения срока исковой давности, является право ответчика взыскать понесенные им судебные расходы, в частности на представителя, что достаточно дорого, особенно для пожилых людей.

Законодательством установлены и сроки для обжалования вынесенных судебных актов (например, подача апелляционной жалобы – в течение 1 месяца со дня принятия судебного решения в окончательной форме; срок для обжалования судебного приказа – в течение 10 дней со дня его получения). Только соблюдение этих сроков может привести к желаемому правовому результату.

Оказание бесплатной юридической помощи продолжается

В связи с огромным спросом на бесплатную юридическую помощь этот проект будет продолжен. В целом граждане, обратившиеся за помощью в Центр, остались довольны работой его сотрудников, от некоторых из них даже поступили благодарственные письма.

В настоящее время работа Центра продолжается, все желающие могут записаться на прием по телефону 40-02-40.

Другие материалы