12.12.2017 15:35
Рубрики
Общество
12.12.2017 15:35

Современные «комбинаторы»

Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъема денег у населения. Однако современные мошенники, желающие поживиться за чужой счет, давно переплюнули великого комбинатора. Они научились выстраивать настолько хитроумные схемы, что правоохранительным органам приходится постоянно держать руку на пульсе. О том, какие виды мошенничества наиболее часто встречаются в Приангарье, рассказали сотрудники следственной части Главного следственного управления МВД России по Иркутской области.

Нематеринский капитал

Государство различными способами осуществляет поддержку семьи. Один из инструментов – материнский капитал, представляющий собой большую сумму денег. Именно поэтому он является таким лакомым куском для мошенников.

– Схема «отмывания» денег одна, а вот нюансы ее меняются постоянно, – рассказывает заместитель начальника отдела по расследованию преступлений против собственности и личности, совершенных организованной преступной группой, СУ ГУ МВД по Иркутской области Ольга Рогова. – Создается некая микрофинансовая организация, предлагающая услуги по досрочному получению материнского капитала. Подобными объявлениями пестрит интернет. Организация заключает с мамочкой договор о выдаче ей займа, после чего Пенсионный фонд перечисляет деньги, положенные по сертификату, уже в эту организацию.

Мама получает в лучшем случае половину положенной суммы, а то и вовсе мизерную часть. Так, в Черемховском районе некая гражданка, предлагающая подобную «помощь», вручала матерям не более 30 тыс. рублей. А если те начинали возмущаться, грозила физической расправой. Себе же она не отказывала в радостях жизни. Когда следственные органы вывели ее на чистую воду, оказалось, что у нее благодаря такому «самоотверженному» труду имелось в наличии более 10 шуб, коллекция из десятков брендовых дамских сумок и внушительное число драгоценностей.

Еще один способ отъема материнских денег придумали шустрые риелторы, используя в сделках подставные квартиры. Собственник даже не знает, что его жилье используется для обналичивания денежных средств. Бывает, что одну и ту же квартиру «прокручивают» несколько раз, а собственнику в итоге сообщают, что покупатель не может с ним до конца рассчитаться, и приглашают в департамент для отмены сделки.

Следующая схема – «покупка» квартиры или дома у родственников. Допустим, мамаша приобретает жилье у своих родителей. Деньги через подобные финансовые организации обналичивают, и при этом каждый остается в своем старом жилье.

– Самое печальное в подобных случаях, что никто никаких жилищных условий не улучшает, а бюджетные деньги, причем огромные, уходят, – резюмирует Ольга Рогова. – Конечно, в первую очередь от подобных деяний страдают дети.

Так, за 10 месяцев текущего года в регионе возбуждено 286 уголовных дел указанной категории (в прошлом году их было 213, рост 30%), установлено 187 виновных лиц (в прошлом году – 64). Направлено в суд 138 уголовных дел. Ущерб от совершенных деяний составляет 72,5 млн рублей.

Для того, чтобы предостеречь активных «финансистов» и матерей от подобных противоправных действий, сотрудники следственной части напоминают: за данные преступления предусмотрено лишение свободы сроком до шести лет. Начиная с этого года, судебная практика пошла по пути вынесения приговора с наказанием в виде реального лишения свободы. Например, усольчанину суд вынес приговор в виде лишения свободы на срок пять лет, и он уже вступил в законную силу. Гражданин И. присвоил более 12 млн рублей. Состав его преступлений доказан по 32 эпизодам.

По мнению Ольги Роговой, нужен механизм, предусматривающий обязать мамаш при покупке жилья оформлять выделение долей на детей.

«Элитный» алкоголь из воронки

Следующий по распространенности вид преступлений – изготовление фальсифицированного алкоголя. Доход от него несоизмеримо выше.

– Прошлогодняя трагедия с «Боярышником» побудила всех к решительным действиям, – отмечает начальник отдела по расследованию преступлений в предпринимательской и бюджетной сферах Ирина Вахрамеева. – Для борьбы с данным видом преступлений мобилизованы все силовые ведомства: СКР, полиция, ФСБ, Росгвардия. Результаты налицо.

Следственная часть закончила в этом году пять уголовных дел по данной статье, по четырем уже состоялись приговоры, два из них с реальным сроком лишения свободы.

Одного из организаторов незаконной «точки» по изготовлению суррогата приговорили к лишению свободы сроком на три года и два месяца. В ходе следствия было выяснено, что обвиняемый длительный период времени хранил и продавал контрафактную алкогольную продукцию на территории Ленинского района.

Второе уголовное дело, имевшее большой резонанс, было возбуждено в отношении организованной преступной группы, сформированной из лиц азербайджанской национальности, двое из которых не являлись гражданами РФ. Этническая группа организовала настоящий мини-завод на территории Иркутского района. У них было изъято более 24 тыс. литров контрафакта.

Как рассказали сотрудники следственной части, сырье (спиртосодержащая жидкость) находилось в огромных синих пластиковых емкостях в кузове грузовика. Далее оно шлангом подавалось на конвейерную линию по розливу в бутылки. Затем на бутылки также автоматически накручивались колпачки, затем наклеивались этикетки и в заключение – поддельные акцизные марки. Примечательно, что производство поддельного алкоголя было полностью автоматизировано как на настоящем заводе – руками никто ничего не разливал и не наклеивал. Бутлегеры только включали-выключали кнопки.

– Обнаружить подделку очень непросто, – предупреждает Ирина Вахрамеева. – Акцизы напечатаны на высоком уровне. Бутылки преступники используют фирменные. Например, они заказывали их на специализированных стеклоперерабатывающих заводах. Определить контрафакт можно в том числе и по номеру акциза – он, как правило, один на всей партии. Только вряд ли кто-то из покупателей станет сличать эти номера.

И вновь, чтобы пресекать подобные преступления, по мнению сотрудников следственной части, необходим комплексный подход, предусматривающий наказание и для торговых сетей.

«Лесные» спонсоры

Самыми финансово емкими по нанесенному ущербу являются преступления в лесной отрасли. Как отметила врио начальника отдела по расследованию преступлений против собственности, совершенных организованными преступными группами (ОПГ), Оксана Чермакова, эта категория преступных деяний в Приангарье также растет.

Большое дело закончено по ОПГ в Черемховском районе, в состав которой входили 14 человек. Их преступления доказаны по 16 эпизодам, а сумма ущерба от деяний превысила 18 млн рублей. Близится к логическому завершению уголовное дело по Нижнеудинскому району, где в состав преступной группы входили девять человек. И, наконец, самое крупное преступление выявили в Алзамае. Там действовало целое преступное сообщество, в состав которого входили 30 человек. Возглавляли его, кстати, две женщины. В преступный процесс они вовлекли практически весь город. Незаконная деятельность была поставлена ими на широкую ногу. У организации имелся свой автопарк, оборудование, а для придания легальности они даже оказывали спонсорскую помощь администрации, соцучреждениям и детям.

Большие проблемы по незаконной вырубке леса, пояснила Оксана Чермакова, выявляются в Нижнеилимском и Чунском районах, где с помощью космомониторинга обнаружены массовые вырубки, произведенные еще в 2015 и 2016 годах, преступникам вменены реальные сроки заключения под стражу. Кроме того, начиная с этого года, применяется практика по наложению ареста на технику, которая использовалась при вырубке, даже если она и не принадлежала заготовителям, а была взята ими в аренду у третьих лиц.