12.12.2017 16:19
Рубрики
Общество
Текст
Анна СОКОЛОВА
Текст:
Анна СОКОЛОВА
12.12.2017 16:19

Иркутские географы исследуют турпоток на Байкале 

Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН отметил 60-летний юбилей. Он был создан в Иркутске в 1957 году, участвовал в таких крупных проектах, как БАМ, Ковыктинское газоконденсатное месторождение, нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан. В России иркутские ученые являются лидерами в тематическом картографировании. Какие атласы они выпускают и за что получили национальную географическую премию «Хрустальный компас»?

_U4B4557В этом году Институт географии возглавил Игорь Владимиров, который пришел в науку в конце 1990-х, будучи еще студентом. Сегодня он кандидат географических наук, готовится защищать докторскую.

– Опыт и знания ученых Института географии сегодня очень востребованы. За последние пять лет нами выполнены работы по 100 грантам Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда. По нашим материалам разрабатываются областные и муниципальные программы по защите окружающей среды, развитию рекреационной деятельности, утилизации твердых отходов, оптимизации использования земель.

Какой должна быть антропогенная нагрузка на Байкале, сколько человек может посещать ту или прибрежную территорию? Этой теме посвящено очередное исследование иркутских географов. Прошлым летом, когда поток туристов на Байкале был максимальным, ученые вычисляли количество людей с помощью квадрокоптеров и геоинформационных технологий. Геоботаники и почвоведы тоже сделали свои выводы по итогам турсезона на Байкале.

– От туристического потока природная среда в некоторых местах на побережье Байкала не выдерживает нагрузки. Исчезает растительность, образуются овраги, эрозии. Работа, которую выполняют наши специалисты по заказу минприроды, должна дать ответы на многие вопросы, – подчеркивает Игорь Владимиров.

Власти к ученым прислушиваются. Так, в 2006 году Институтом была проведена работа по экологическому зонированию, по итогам которой правительство РФ установило экологические границы Байкальской природной территории.

– Два года назад мы предлагали утвердить водоохранную зону Байкала с учетом ландшафта и гидрологии. Тогда нашу работу положили на дальнюю полку. Но сейчас, когда возникло множество проблем из-за ограничений на строительство, к нашей работе возвращаются. Предполагается, что водоохранная зона будет гораздо меньше, чем центральная экологическая, но при этом будут учитываться все факторы, влияющие на экосистему озера, – добавил директор.

Институт географии является если не мировым, то уж точно общероссийским лидером в тематическом картографировании. Здесь создали атлас озера Хубсугул, экологический атлас Иркутской области, за который ученые получили премию губернатора по науке и технике. Атлас отражает состояние природной среды, содержит карты, сведения о физико-географическом положении региона, населении, множество фотографий и рисунки животных.

Иркутские географы участвовали в разработке атласа социально-экономического развития Российской Федерации совместно с МГУ. Большая часть этого атласа посвящена именно Байкальскому региону. Еще один предмет гордости института – атлас особо охраняемых территорий СФО, выполненный благодаря гранту Русского географического общества. За него наши ученые получили медаль от президента России Владимира Путина.

Также в списке наград Института географии – национальная географическая премия «Хрустальный компас», полученная за экологический атлас бассейна озера Байкал, выполненный при поддержке глобального экологического фонда. Этот атлас был издан на трех языках – русском, английском и монгольском.

По словам Игоря Владимирова, последние годы иркутские географы активно сотрудничают с китайскими коллегами:

– Мы анализировали, сравнивали агломерацию, которая может быть создана у нас с теми, которые существуют в Китае. Сравнение было не в нашу пользу. Когда мы рассказали, что в нашей агломерации будут жить под 1 млн человек, в Пекине нас не поняли. По китайским меркам, такая агломерация – это едва ли не деревня.

Второй проект с китайскими учеными связан с высокоскоростной железной дорогой, которая свяжет Китай, Монголию и Россию. Сейчас просчитывается, есть ли экономическая целесообразность вести такую стройку, вычисляется пассажиропоток, оцениваются сложные инженерно-геологические условия возле Байкала, и тот факт, что дорога затронет центральную экологическую зону.

– Изначально в планах китайской стороны было строительство дороги до Москвы к 2030 году, сейчас планы корректируются, – говорит ученый. – Но если они начнут стройку, то сделают это очень быстро. Железная дорога должна пройти вдоль Транссиба, параллельно существующей.