29.11.2017 13:50

«Художница, которая рисует мои сны»

«Художница, которая рисует мои сны» – подумала я, когда много лет назад увидела работы Юлии Ружниковой. На картинах – ангелы, фантастические звери и птицы, прекрасные цветы и добрые мечты. В них совмещается живописное и графическое начало, зрелые философские образы и тонкость восприятия мира. В декабре ее персональная выставка «Семарглы и Дева» откроется в Иркутской филармонии. 

– Юлия, что за семарглы такие?

– Существа из славянской мифологии. На рубеже язычества и христианства их изображали в белокаменной резьбе Георгиевского собора в Юрьев-Польском. Мы можем их увидеть в буквицах древнерусской книжной графики, изразцах и орнаментах. Семарглов еще называют крылатыми псами, волками. Они охраняют семена и посевы, как и человеческие корни – рода, семьи. 

– Почему же они возникли в названии выставки?

– Название подсказала графическая серия «Лунные песни и пляски», которую я создала, вдохновляясь русской народной куклой-мотанкой и славянской мифологией. Этой серии более 12 лет. Она посвящена семье – тому, что является для меня самым главным в жизни. На картине «Семарглы и дева» изображена кукла-невеста, которую делали на Руси на счастливое замужество. Я создала по этой работе большое живописное полотно, которое и дало название выставке.

– Ты ведь верующий человек, а как славянская мифология сочетается с христианством?

– Весьма гармонично, как в любом русском человеке может сочетаться вера с любовью к нашей красивой сказочной мифологии. Это часть истории нашего народа, а из нее, как из песни, слов не выкинешь. А вера – это выбор пути… 

– Многие знают тебя, прежде всего, как книжного графика, как ты пришла в эту сферу?

– Я просто люблю читать. Не удивительно, что я использую любую возможность, чтобы побыть с книгой.

– Какие из них твои любимые?

– Самые любимые – это те, что еще лежат в столе. Если говорить о тех, что я оформила недавно, то это книга сербского поэта Веры Хорват в переводе Олега Комкова, ведь когда встречаешь такие стихи, душа просто начинает петь. Поэзии, которая бы светилась тихим, ровным светом христианской любви не так много. Еще мне нравится оформлять детские произведения, например, книгу «Кто-то пролил молоко… очень много!» Елены Анохиной. В мире сегодня какой-то катастрофический дефицит любви, который хочется восполнить. И такие книги способны пробудить радость в людях. Детские книги вообще рисовать легко и приятно. Можно делать это с детьми, для них это увлекательная игра. Я очень люблю московского поэта Наташу Елизарову, с которой у нас вышла в 2015 году книга «Мой ангел». 

– Как ты пришла в изобразительное искусство?

– Я сначала поступила одновременно на два факультета – филологический и психологический. Просто до этого мне довелось преподавать в школе рисование и черчение. Занималась там с проблемными детьми, которые состояли на учете в комнате милиции. Детский психолог отметила, что мне легко удается их увлечь рисованием, а значит, отвлечь от улицы, и посоветовала пойти учиться на судебного психолога. Но я выбрала Иркутское художественное училище. 

– В твоих работах есть повторяющиеся образы, например, ангел, девушка, ребенок, цветы. Что они означают?

– Это женская чистота, нежность, любовь, материнство, красота – главные для меня мотивы в творчестве. 

– Ты сама мать двоих детей, не мешает ли тебе материнство заниматься искусством?

– Наоборот, дочери – мои большие помощницы, главные критики и модели. Например, младшая Варя, ей четыре года, всем на недавней выставке показывала картину, которую сама рисовала. И она, действительно, очень мне помогала, сделала несколько мазков. Таисия – пятиклассница. Доверяю ей иногда раскрасить рисунок, она хорошо понимает цветоведение, да и сама любит рисовать. У нее вообще режиссерское мышление, может за вечер нарисовать целый комикс. Словом, материнство наполняет женщину большим счастьем. 

– Какой главный комплимент как художник ты получила в своей жизни?

– Самый большой комплимент, когда маленький ребенок так поверил в нарисованный мной хлеб, что попробовал съесть его со страницы. Храню эту книгу с дыркой, как зеницу ока. Но если честно, я еще не волшебник, я только учусь…

справка

Юлия Ружникова родилась в 1977 году в Шелехове. В 2002 году окончила Иркутское художественное училище. Член Союза художников России с 2006 года. Ее произведения находятся в коллекциях государственных музеев России, в частных собраниях России, Китая, Японии, США, Германии, Англии, Польши, Сербии.