Золото Бодайбо

У большинства жителей Иркутской области при упоминании города Бодайбо срабатывает единственная ассоциация – там добывают золото. Так было 100 лет назад, так происходит сейчас. Ничего не изменится и еще через 100 лет, уверены специалисты. Настолько далеко в будущее мы заглядывать не будем, поэтому расскажем о том, как сегодня работают золотодобытчики. Для этого мы отправились на Вернинское золоторудное месторождение компании «Полюс Вернинское» (АО «Первенец»). В прошлом году здесь произвели рекордные 5780 кг золота. 

Бодайбо растянулся вдоль берега реки Витим. Когда самолет заходит на посадку, а делает он это прямо над городом, то кажется, что садится на крыши зданий и домов. Из Бодайбо до пункта нашего назначения еще 134 км пути. Это сущая ерунда, по городским меркам, однако водитель нас торопил. Уже темнело, погода могла испортиться, а путь мог занять порядка шести часов. Мы ехали и понимали, что это вполне реально. Сразу бросилось в глаза, что на всем пути мы не встретили ни одного лесовоза. Здесь лес не заготавливают. Да и лес не совсем такой, к какому мы привыкли. Кедровым стлаником, деревом из семейства сосновых, стелющимся над землей, покрыта большая часть видимого глазу пространства, и ты понимаешь, что находишься уже ближе к Якутску, чем к Иркутску.

Вгрызаясь в породу

Теперь вы не встретите одиноких старателей, которые, стоя по колено в ледяной горной реке, с помощью лотка отмывают золотой песок. Россыпное золото добывается большими драгами, загребающими породу вдоль русла бодайбинских рек и создающими новые каменные холмы – отвалы. Этими отвалами по несколько метров в высоту и ширину окружены все прииски в районе, а когда подлетаешь к городу, пейзаж из иллюминатора Ан-26 живо напоминает фотосъемки где-нибудь на Луне или Марсе.

128Но технический прогресс не стоит на месте, и россыпное золото постепенно сдает позиции, уступая место рудному, которое называют золотом будущего. В отличие от драг, добывающих золото с поверхности земли, рудное золото извлекают с большой глубины. После этого с помощью сложного технического и технологического процесса из руды получается лигатурное золото. АО «Полюс Вернинское» одним из первых золотодобывающих предприятий в Бодайбинском районе запустило Горно-обогатительный комплекс «Вернинское» и золотоизвлекательную фабрику (ЗИФ) по добыче и переработке рудного золота. На территории в несколько сот гектаров расположена вся производственная цепочка. Именно здесь круглые сутки 365 дней в году люди добывают рудное золото.

Если вы не специалист, то, взяв в руки кусок породы, никогда не поймете, что в нем есть золото.

– Конечно, это не самородок, – подтверждает главный геолог ГОК «Вернинское» Юлия Дарьина. – Но как же он прекрасен, а месторождение очень многогранно. Золото наблюдается в самостоятельных выделениях и в основном находится в виде включений в пирите, арсенопирите и других минералах. Размеры золотинок, наблюдаемых в шлифах в виде включений в сульфидах, варьируются от 0,2–0,4 мм до нескольких мм. Для месторождения характерно как крупное, связанное с кварцево-жильно-прожилковой минерализацией, так и мелкое золото «сульфидного» типа.

Рудное золото просто так в руки не дается. В тонне руды только до 2,5 грамма золота, но даже при таких микроскопических, на взгляд обывателя, объемах производство рентабельно. В компании уверенно говорят, что запасов руды здесь хватит на много десятилетий вперед.

От вахтового поселка до самого карьера, где добывают руду, несколько километров. Со смотровой площадки карьер представляет собой огромную воронку, на дне которой безостановочно идет работа. Через равные промежутки времени самосвалы заезжают в карьер, экскаватор засыпает в них руду, и машины спешат на фабрику. Такая картина наблюдается в четырех точках карьера: подъехал – загрузил – уехал. И так с утра до вечера, с вечера до утра.

143Когда нам позволили спуститься в сам карьер, выяснилось, что высота одного колеса карьерного самосвала Kamatsu примерно в полтора человеческих роста. А ковш экскаватора за один раз загружает 20 тонн руды. За смену каждый экскаваторщик должен отгрузить 3,5 тыс. тонн. По нашим подсчетам вышло, что 35 раз в час он должен поднять и опустить ковш в машину. Если бы мы этого не видели, то уверенно бы сказали, что такое невозможно.

Для машиниста экскаватора РС-2000 Геннадия Леонидовича Клокова столь интенсивный темп – обычные трудовые будни. И он считает свою работу самой лучшей:

– Если бы я так не думал, то не смог бы вот уже почти 20 лет заниматься этим делом. Конечно, работа не простая, монотонная, но я привык и уже даже не представляю себя без своего экскаватора.

В ногу со временем

По словам начальника карьера «Вернинский» Игоря Козлова, высокая квалификация и профессионализм людей, а также техническое оснащение карьера – ключевые факторы его эффективной работы.

– У нас на карьере порода не простая, поэтому и техника, и люди должны быть на высоте. К примеру, самосвал Komatsu HD-758 требует филигранной точности в управлении, а водить его не так-то просто. Требует исключительных профессиональных навыков и работа на экскаваторах РС-2000 и ЭКГ-10. Для результативной работы каждый из наших машинистов должен обладать геологическими познаниями и разбираться в крепости пород, знать правила техники безопасности при проведении горных работ.

К концу нынешнего года на карьере ждут два новых автосамосвала Caterpillar 785С и очень хотят проверить работоспособность «американцев» в суровых сибирских климатических условиях. Новые гиганты способны перевозить грузы до 140 тонн, что, безусловно, отразится на повышении производительности труда. В 2019 году планируется оснастить карьер новыми горнотранспортными комплексами. Их мощность и типоразмер будут зависеть от стратегии развития компании, которую определят в ближайшее время.

– В наш стремительный век прогресс не стоит на месте, и чтобы всегда оставаться в лидерах производства, необходимо своевременно внедрять новации в области горной промышленности, – убежден главный инженер «Полюс Вернинское» Сергей Руткевич.

До конца 2017 года компания планирует оборудовать карьер системой мониторинга и диспетчеризации АСУ ГТК Wenco, которая позволит в автоматическом режиме управлять горной техникой, снизить ее простои и повысить уровень безопасности при проведении горных работ. Последний пункт особенно важен, ведь несколько раз в месяц в карьере производят взрывные работы.

С целью повышения безопасности горных работ в этом году была установлена радиолокационная станция, позволяющая круглосуточно вести наблюдения за бортами карьера и передавать данные горному диспетчеру. Кроме того, в составе службы главного инженера создана группа геомехаников. А в составе производственно-технического отдела организована служба горного планирования.

На ГОКе отмечают, что на сегодняшний день вглубь земли на карьере ушли на 150–160 метров. Вгрызаясь в землю, компания планомерно, из года в год увеличивает производственные показатели. Если в прошлом году было добыто 2,5 млн тонн руды, то выход на проектную мощность в 3 млн тонн планируется уже в 2019–2020 годах. И это значит, что больше золота будет произведено на ЗИФ «Вернинская».

О работе золотоизвлекательной фабрики читайте в следующем номере газеты.