08.11.2017 09:19
Рубрики
Культура
08.11.2017 09:19

Вечная музыка

Московское Трио имени С.В. Рахманинова – горячо любимый публикой всего мира коллектив. Накануне концерта в Иркутске мы встретились с его руководителем Виктором Ямпольским и кларнетистом Серджио Дельмастро, который дал мастер-класс для юных музыкантов.

IMG_0009
Виктор Ямпольский и Серджио Дельмастро

– Вы приехали к нам в рамках международного проекта?

– Цикл «Музыка без границ» (Россия-Италия), который мы представили в Иркутске, – совместный культурный проект с Газпромом. Проект начался концертом в Москве, в зале Врубеля Третьяковской галереи. Потом были выступления в Италии. Заключительный концерт планируется организовать в декабре в Санкт-Петербурге.

Говорят, в провинции слушатель более открытый и восприимчивый. Вы согласны?

– На самом деле, в этом есть доля истины. Хотя Иркутск я бы не назвал провинцией, благодаря Денису Мацуеву, например. Иркутская публика отличается интеллигентностью и взыскательным вкусом. У вас замечательный оркестр и достаточно активная культурная жизнь, так что на одном имени завоевать публику не получится, надо действительно хорошо играть.

– В разных городах вы меняете свою программу. Почему для Иркутска выбран Гайдн, Бетховен и Рахманинов?

– Это зависит от многих факторов. Мы проехали по российским консерваториям с образовательной программой, ведь это проект министерства культуры, и акцент сделан на обучение. В Иркутск мы привезли замечательного итальянского музыканта Серджио Дельмастро, который известен во всех странах мира как прекрасный солист и педагог. Серджио провел здесь занятия с юными музыкантами из фонда Дениса Мацуева.

– Серджио, а есть ли надежда, что кларнетисты из Иркутска достигнут профессиональных высот?

– У вас есть ребята, которые серьезно занимаются, но им необходима практика. Может быть, кто-то из них поедет в Москву. Это нормальное явление, когда юные таланты приезжают и учатся. Есть множество удачных примеров, в их числе известный кларнетист Валентин Урюпин.

– Я знаю, что вы не успели съездить на Байкал, хотя очень мечтали. Вернетесь?

– Конечно, я объехал много городов и с большим удовольствием приеду в Иркутск снова и увижу Байкал. Большинство людей в Европе вообще не представляют себе, что такое Россия. Может быть, они отчасти знакомы с Москвой, но остальную страну совсем не знают. Я сам думал, что россияне – очень сдержанные и не слишком дружелюбные, но оказалось, что они похожи на итальянцев – открытые и душевные.

 – Виктор, в свой прошлый приезд вы помогали с организацией концерта Китайского филармонического оркестра и в одном из интервью говорили, что китайцы скоро будут учить нас музыке.

– Надеюсь, что не при нашей жизни, но тенденция такая есть. В Китае бурно развивается музыкальное образование. Специальные музыкальные китайские школы работают на высочайшем уровне. Недавно китаец выиграл конкурс Шопена – самый престижный в мире среди пианистов. Недалек тот час, когда китайцы выиграют и конкурс Чайковского. Во многом их достижения стали возможны благодаря советской системе образования, которую они взяли на вооружение. В Китае профессия музыканта очень престижна.

– Трио имени Рахманинова связывает 22 года совместного творчества. Что из задуманного еще не осуществлено?

– У нас есть такая мечта – вернуть музыку на достойное место не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах. Я начинал свою карьеру солистом в Росконцерте. Тогда это была самая крупная концертная организация в мире, целая структура работала на то, чтобы лучшие музыканты Союза давали концерты по регионам. Я объездил весь СССР, даже не представляю, какая еще профессия позволяла бы так увидеть страну. Я был на севере, на юге, в полях, горах, на морских шхунах, там, где буквально не ступала нога человека. Это была большая стройная система, не без недостатков, но государство понимало значение музыкального образования. Что такое музыка? Вроде бы ничего особенного, но она как-то гармонизирует нацию. Люди изучают музыку, ходят на концерты, сознание перестраивается. В советское время придавалось большое значение музыкальной классике, ее внедряли везде. Мои родители, чтобы дать мне возможность учиться, стояли в очереди за пианино, а теперь часто мелькают объявления, что ненужные инструменты отдают даром. Вот это очень серьезный показатель. Я бы хотел, чтобы наш скромный вклад помог изменить отношение общества к классической музыке, повернуть его в обратную сторону.

– Ваше Трио носит имя Рахманинова. Кто для вас Рахманинов?

– Рахманинов для нас не только музыкальный, но и нравственный ориентир. Он был человеком высоких нравственных ценностей, не был коммерчески ориентирован, служил своему делу, был настоящим патриотом России. Власть не принял, но страну очень любил. Пересылал сборы от концертов в пользу советской армии, но мог выгнать советского посла с концерта. Мы взяли это имя, чтобы поддерживать уровень.

– Серджио, как вы относитесь к музыке Рахманинова?

– Рахманинов писал в эпоху авангарда, и тогда все критики говорили, что он какой-то старомодный, романтический композитор. Его очень любила публика, а музыкальная критика относилась с неким снобизмом. Сейчас понятно, что это музыка вечная. Рахманинов – один из самых исполняемых композиторов на мировой сцене.