11.10.2017 09:36
Рубрики
Экология
Фото
Фото пресс-службы Иркутского регионального отделения ОНФ
Теги
Фото:
Фото пресс-службы Иркутского регионального отделения ОНФ
11.10.2017 09:36

«Зеленый щит» нужен Иркутску

«Зеленый щит» нужен Иркутску

Общественная палата региона направит в Законодательное Собрание Прибайкалья ходатайство о создании зеленого лесопаркового пояса вокруг областного центра. Под Иркутском, Шелеховом и Ангарском лесоустройство не проводилось более 20 лет. А города эти регулярно попадают в списки самых загрязненных в России. «Зеленый щит» позволит защитить лесные насаждения от вырубок и восстановить леса.

Посади дерево

Накануне Дня работников леса к месту старого горельника в Гороховское лесничество, что в 70 км от Иркутска, приехали сотни людей. Именно здесь волонтеры и работники лесничеств проводили в течение года акцию «Посади дерево». За несколько месяцев более 400 тыс. сеянцев сосны посажено ими на пустошах, когда-то поросших сосновыми борами.

– Здесь был густой сосновый лес. Достаточно молодой – может, где-то лет 80 было соснам, – рассказывает сотрудник Гороховского лесничества Иркутского лесхоза Константин Верба. – Чисто было здесь. Грибов, ягоды полно. Зверья было много. За козами сюда на охоту ходили. В 2004 году случился ветровал. Деревья, которые потолще, вытащили, чтобы можно было на реализацию пустить. Через несколько лет рядом с деревней из-за неосторожного обращения с огнем начался пожар. Быстро огонь сюда прискакал. Сильный ветер был. Большая площадь выгорела.

Вдвоем мы сажаем свой ряд сосен. Константин делает лунки узкой штыковой лопатой – мечом Колесова. Я втыкаю в землю саженцы. Один видится совсем маленьким росточком, только тоненькие корешки пушатся.

– Вырастет ли? – выказываю сомнение в приживаемости сеянца.

– Пойдет! Такие корешки наоборот хорошо к земле прицепятся, – комментирует опытный лесничий в ответ.

По соседству его коллега объясняет студентам ИрГУПС как правильно уплотнять землю возле посаженной сосенки, чтобы ее нельзя было вытащить из земли. Те внимают замечаниям, стараются.

– Какой там фитнес?! Надо лес чаще садить, – смеется волонтер Алена Иващенко – А если серьезно, то меня как будущего таможенника очень волнует лесная тематика. Я сама из Заларинского района. У нас много вывозят леса. По нашей улице едут лесовозы один за одним. Все переживают по этому поводу в поселке. И, кажется, с этим ничего не поделать. Хотя вода камень точит.

Мой напарник тем временем продолжает свой рассказ. В советские годы каждое лесничество под Иркутском восстанавливало по 100 га тайги ежегодно. При этом не было массовых коммерческих заготовок. Древесину добывали колхозы-совхозы для нужд народного хозяйства. Сколько вырубали, столько же примерно и возвращали природе. Но настали рыночные времена, и все изменилось. Финансирование лесовосстановительных работ практически прекратилось, зато рубщиков сосняка всех мастей и статусов расплодилось как грибов после дождя.

– Появились разные частные фирмочки. Большинство «под прикрытием» компетентных органов. И леса стало меньше. Раньше столетний лес можно было отводить под рубку. Потом эту планку официально понизили до 80 лет. А когда некуда уже было понижать, начали жечь. Допустим, пожар был осенью, а весной лес уже отдавали в санрубку. Он испортиться для продажи не успевал, – вспоминает лесничий.

14 городов – в списке загрязненных

Леса для обывателя, если не брать в расчет видовой состав или количество деревьев, кажутся одинаковыми. Но на самом деле у них имеются разные, скажем так, правовые статусы. Есть, например, эксплуатационные, где можно осуществлять промышленную заготовку древесины. Есть защитные, которые призваны выполнять свою природную функцию, – в первую очередь насыщать воздух кислородом. И эти защитные леса для Иркутска и соседних промышленных городов – Шелехова и Ангарска – очень важны. Только многие об этом забывают.

– Экологическая ситуация у нас не самая лучшая. Во вредных выбросах предприятий фиксируется превышение допустимых концентраций. В Иркутской области, по данным Минприроды России, таких городов – 14. В 2016 году Шелехов вошел в список 20 городов страны с самым высоким уровнем загрязнения атмосферы. При этом леса недалеко от Иркутска уничтожаются от пожаров, от незаконных рубок, от недостаточного контроля в связи с малой численностью государственного лесного пожарного надзора. Своих сил и средств не хватает. Так, площадь Иркутского лесничества 264 тыс. га, а там всего 12 человек непосредственно всегда работают в лесу. При этом они не обладают всей полнотой полномочий по задержанию и составлению протоколов на нарушителей. А наделенных этими правами госинспекторов еще меньше. Ведь в Лесном кодексе РФ прописано, что на одного госинспектора положено целых 110 тыс. гектаров леса. При этом сколько в лесу «вороваек»! – комментирует координатор группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения ОНФ в Иркутской области, руководитель проекта «Лесной дозор» Сергей Апанович.

В работе над этим проектом в ходе совместных рейдов ОНФ и полиции он неоднократно выявлял нарушения лесного законодательства, в том числе и в этом лесничестве. Одного из организаторов незаконного бизнеса, который под предлогом добычи древесины для личных нужд рубил лес на продажу, посадили под домашний арест. Ущерб насчитали более 1,3 млн рублей. И это далеко не единственный пример.

Когда под Иркутском два года назад бушевали лесные пожары, активисты совершили авиаоблет территории и выяснили, что леса вокруг тают на глазах. Это со стороны дороги кажется, что все деревья на месте. Но если заглянуть глубже, убедишься, что этот древесный контур – как редкие волоски вокруг плеши.

Зеленые зоны: на бумаге и по факту

Меж тем в юридической классификации лесов есть особая категория – так называемые зеленые зоны. По сути это наш неприкосновенный таежный запас, «зеленые легкие» городов. Также с января этого года в законодательстве появился еще один важный термин – лесопарковый зеленый пояс или, как его часто называют, «зеленый щит». Их создание инициировал Общероссийский народный фронт. Госдума РФ приняла изменения в действующий закон «Об охране окружающей среды». При этом на региональном уровне «зеленый щит» устанавливается по новой для законодателей процедуре.

– Инициативу создания «зеленых щитов» могут высказать любые некоммерческие объединения, либо органы власти, – говорит Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Калинин. – Ходатайство они направляют в Общественную палату региона, которая в течение 30 суток должна организовать публичные слушания. По их результатам готовится итоговый документ – протокол с указанием мнений всех участников слушаний. Он направляется в Заксобрание, и именно депутаты принимают решение о создании лесопаркового зеленого пояса. После они направляют документ губернатору, и правительство в течение 180 дней должно принять меры к созданию лесопаркового пояса. Нужно будет установить границы – описать их, поставить на кадастровый учет, зарегистрировать ограничения в Росреестре, чтобы любой гражданин на публичной кадастровой карте видел, где находится лесопарковый зеленый пояс и что в нем разрешено делать, что запрещено. Мы считаем, что «зеленый щит» Иркутску нужен. И очень важно, что большая роль здесь отдана общественности.

Реготделение ОНФ в Иркутской области обратилось с ходатайством в Общественную палату региона. 21 сентября там состоялись публичные слушания. Они не были формальными. Высказывались разные точки зрения. В частности, шла речь о том, что еще в 1978 году были утверждены ГОСТы для зеленых зон, согласно которым на одну тысячу человек населения полагается 160 га леса. И для Иркутска площади сформированных давным-давно зеленых зон даже превышают эти нормативы.

– На бумаге получается, что у нас лесов в зеленых зонах больше, чем было заложено в советских ГОСТах. Но на деле все обстоит по-другому. Лесоустройство в лесах под Иркутском не проводилось больше 20 лет. За это время многое изменилось. Были вырубки, пожары, застройки теми же садоводствами. Если на пустом стакане написать, что он полон, полным он от этого не станет, – выразил свою точку зрения эксперт группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса Сергей Щипцов.

Другой эксперт группы Леонид Ващук отметил, что, например, земли лесного фонда Иркутского лесничества, граничащего с областным центром, поставлены на кадастровый учет лишь частично. Там имеются многочисленные наложения и пересечения земельных участков лесфонда с землями иных категорий, которые поставлены на кадастровый учет другими землепользователями, даже в тех случаях, когда на участках по факту растет лес. Впрочем, так называемая лесная амнистия, принятая недавно на федеральном уровне, призвана разобраться с этой проблемой. Но остаются другие:

– Чтобы определить границы зеленой зоны, нужно произвести инвентаризацию земельных и лесных участков, провести анализ градостроительной документации муниципальных районов и схем территориального планирования, в том числе Иркутской области, учитывая сложившуюся застройку и перспективное строительство. Еще важно изучение сельскохозяйственного производства, добычи полезных ископаемых. Есть множество факторов, и везде нужно понимать, какой баланс. Также нужно понять, кто будет заказчиком, кто будет финансировать, – отметила заместитель министра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нина Абаринова.

Общественность поддержала «зеленый щит»

 

На обсуждении в Общественной палате активисты говорили о том, что «зеленый щит» позволит улучшить экологическую обстановку, остановить вырубки лесов, при этом усилится режим охраны. В лесозащитных поясах запрещается добыча полезных ископаемых, размещение свалок с отходами I – III классов опасности, нахождение животноводческих ферм. Там ни в коем случае нельзя использовать токсические химические препараты, агрохимикаты, радиоактивные вещества. Строго запрещено размещение скотомогильников, складов удобрений и ядохимикатов. Причем назвать закон драконовским, когда, по словам оппонентов экологов, «те за деревьями людей не видят», нельзя.

 

– Да. В лесопарковых зеленых поясах нельзя создавать объекты капитального строительства. Но есть немало исключений – это гидротехнические сооружения, линии связи, ЛЭП, трубопроводы, газопроводы, автодороги, ж/д. В списке разрешенных также есть объекты здравоохранения, образования, рекреационные, туристические объекты, спортивные площадки, стадионы. В законе также установлен перечень земельных участков, которые не могут быть включены в зеленый пояс. К ним относятся загрязненные территории, земельные участки с объектами капитального строительства, участки, зарезервированные для государственных нужд или недропользования. В целом включение в лесопарковые зеленые пояса земель не повлечет за собой прекращение прав собственников земельных участков и иных землепользователей. Главное – не допустить деградации экосистемы вокруг городов, – подчеркивает Западно – Байкальский прокурор Алексей Калинин.

 

Большинство участников слушаний в Общественной палате поддержали ходатайство ОНФ. В октябре документы будут направлены в Заксобрание. Именно от депутатов теперь зависит судьба «зеленого щита» Иркутска.

100 гектаров нового леса

В Гороховском лесничестве акция «Посади дерево» завершается. Мы с сотрудником Константином Вербой заканчиваем свой ряд лесопосадок. Даже здесь у края сгоревшего леса сохраняются остатки былой таежной роскоши – сваленные в кучу пни покрыты опятами.

– Сейчас стало получше, – говорит Константин. – Сроки, когда после пожара можно приступать к санрубкам, у нас увеличили. Жечь не так выгодно лесорубам, портится древесина. Правда, и леса осталось мало.

С напарником мы успели посадить больше 200 сосен. Пора бы идти подкрепиться в полевой кухне гречневой кашей. Но тут лесничему кто-то позвонил, и он поспешил к машине. На помощь для составления протокола его позвали полицейские – только что на краю соседнего леса они задержали очередных черных лесорубов. Значит, на карте неприкрытых «щитом» зеленых зон появилось новое белое пятно.

 

Сергей Апанович: «Мы приступили к реализации восстановления лесов в рамках проекта «Лесной дозор». В прошлом году засадили 10 гектаров леса, в этом году – 100. Мы занимаемся лесовосстановлением с целью создания полноценного лесопаркового зеленого пояса для возрождения зеленых легких нашего областного центра».

 

При реализации проекта «Лесной дозор» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением президента РФ и на основании конкурса, проведенного общероссийской общественной организацией «Лига здоровья нации»