Виталий Шуба: Законы должны защищать интересы регионов

Законотворческой активности зампредседателя комитета по бюджету Совета Федерации Виталия Шубы может позавидовать не один российский сенатор. Он автор десятка законопроектов, наводящих порядок в его любимой налоговой системе. Именно этой темы мы коснулись в нашем разговоре.

Москва слезам не верит, но склоняется к доводам

– Как известно, налоговое законодательство устроено так, что чем выше растут доходы региона, тем меньше он получает дотаций из федерального бюджета. Но Иркутская область благодаря вам выпала из этого правила: несмотря на рост доходов, федеральная помощь не только не уменьшилась, а напротив, возросла. Как вам это удалось?

– Помогла личная встреча с министром финансов Силуановым. Я ему рассказал, что у нас есть рост доходов, и, по информации федеральной налоговой службы, он составляет примерно 24%. Но при этом мы возвращаемся только на уровень 2012 года, поскольку 2013 год был провальный, и бюджет сильно просел. Так что никакого скачка нет, а есть только возвращение к старым позициям. К тому же у региона есть ряд серьезных социальных обязательств, в первую очередь в сфере здравоохранения. Это и завершение строительства двух районных больниц, предусмотренных еще указом президента по объединению области и Усть-Ордынского Бурятского округа, и возведение радиологического корпуса Восточно-Сибирского онкологического центра, и весьма затратное строительство детской поликлиники в Иркутске, и прочее. Без федеральной поддержки их просто не осилить. Мы были услышаны. Индивидуальным решением нам добавили еще 2 млрд рублей федеральной поддержки к тем 5 млрд, которые мы имели в 2016 году.

– У вас были вопросы к федеральному бюджету-2017?

– Мною вместе с коллегами был внесен ряд поправок в его проект. Одна из них – увеличение суммы бюджетных кредитов субъектам Федерации. Как вы понимаете, это для них огромное подспорье. Обслуживание дорогих коммерческих кредитов вымывает большие суммы из региональных бюджетов. Естественное желание – заменить коммерческие заимствования на бюджетные, где кредитная ставка – всего десятая доля процента. Правительство планировало пустить на эти цели 100 млрд рублей, а мы настояли, чтобы эта сумма была увеличена вдвое. Надо отметить, что Иркутская область очень успешно пользуется бюджетным кредитованием.

– Ходят слухи, что мы уже проели Резервный фонд и распечатали Фонд национального благосостояния…

– Могу успокоить: фонд пока остается в неприкосновенности, хотя, действительно, планировалось почерпнуть из него часть средств. Как вы знаете, бюджет принят с дефицитом в 2,7 трлн рублей. Для его покрытия предлагалось произвести заимствования в размере 920 млрд рублей, а остальное взять из Резервного фонда. Если не хватит, а он иссякнет уже к концу текущего года, то, как вы говорите, распечатать Фонд национального благосостояния. Но бюджет был рассчитан исходя из цены на нефть 40 долларов за баррель. Сегодня она уже ушла за 50 долларов. Ожидается, что если цена сохранится на этом уровне, то дополнительные поступления составят порядка полутора триллионов рублей. В этом случае Фонд национального благосостояния останется в целости.

– Россия, пожалуй, одна из немногих стран, в которой действует плоская шкала налога на доходы физических лиц. Сейчас идут споры в среде экономистов и политиков: сохранить ее или ввести прогрессивную. Поможет ли это, на ваш взгляд, получить дополнительные доходы?

– Введение единообразного налога в размере 13% стало мерой вынужденной. Я тогда был депутатом Госдумы и хорошо знаю всю подоплеку. Не поверите, но тогда, 10 лет назад, более половины населения страны, судя по отчетам налоговых органов, имели доходы менее 5 тыс. рублей. Работодатели, которые платят этот налог, массово скрывали зарплату своих сотрудников. И только благодаря введению плоской шкалы доходы стали выходить из тени со скоростью 25–30% в год. Только в прошлом году Иркутская область получила прирост по этому налогу более чем в 4 млрд рублей. Не забывайте, это налог региональный. Если перейти на прогрессивную шкалу, а разговоры об этом действительно ведутся, то преимущество получат крупные центры, та же, например, Москва, где сконцентрирована наиболее богатая часть российского населения.

Чем меньше правится налоговый кодекс, тем спокойнее бизнесу

– С этого года российское правительство урезало региональную долю акцизов на нефтепродукты с 88 до 61,7%, что болезненно отразится на областном дорожном фонде. Были предприняты какие-то меры, чтобы смягчить этот неожиданный финансовый удар?

– Во-первых, мы проиндексировали акцизы, благодаря чему выпадающая сумма значительно уменьшилась, а во-вторых, вся федеральная доля будет перераспределяться между регионами. Это предусматривается специальным приложением к федеральному закону. И, уверяю вас, Иркутская область не будет обделена. Если и возникнут какие-то потери, то незначительные.

– Акцизы – не единственная потеря областного бюджета. Льготы по налогу на имущество, данные РЖД, сокращают его доходную часть почти на 200 млн рублей, а по стране это выливается в 13 млрд рублей. Вы поддерживаете это решение?

– Я в числе 23 членов Совета Федерации голосовал против этой поправки в Налоговый кодекс, несмотря на то, что было принято решение потребовать от правительства возмещения выпадающих доходов субъектам Федерации. Моя позиция неизменна: по всем льготам, касающимся местных налогов, закрепленных за региональным и муниципальным уровнями, должно действовать правило «двух ключей». Федеральный центр может вводить льготы лишь с согласия регионов, не ущемляя их интересы. Правительство соглашается с нашими доводами, но, как видите, продолжает поступать по-своему.

– Вам не кажется, что рука законодателя должна как можно меньше касаться налогового законодательства, чтобы не путать карты бизнесу?

– Совершенно с вами согласен. Правила игры должны быть тверды и постоянны, чтобы предприниматель мог строить долгосрочные прогнозы. Но в то же время нельзя смотреть на существующую налоговую систему как на нечто совершенное, как говорится, отлитое в бронзе. У нее есть изъяны, которые необходимо исправлять. Один из них: помимо 16 налогов, поименованных в Налоговом кодексе, есть масса сборов, которые накладывают дополнительную финансовую нагрузку на бизнес. По оценке экспертов, она достигает порядка 1% российского ВВП. Это примерно 750 млрд рублей. Ее нельзя назвать налогом, поскольку она не поименована. Более того, эти сборы собираются не фискальными органами. Мною вместе с коллегами по Совету Федерации подготовлен проект закона, который должен способствовать прозрачности всего налогового законодательства и отвечать интересам бизнеса. Он сейчас как раз проходит экспертизу.

Рынок алкогольной продукции нуждается в упорядочении

– Недавние трагические события в Иркутске диктуют принятия эффективных мер по борьбе с контрафактной алкогольной продукцией и подпольной торговлей спиртосодержащими суррогатами. Что-то предпринимает в этом плане Совет Федерации?

– Вопросами регулирования рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции сенаторы озаботились задолго до иркутской трагедии. Еще в 2015 году председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко на встрече с президентом обсуждала этот вопрос и получила добро. В Совете Федерации была создана рабочая группа, и я стал одним из ее руководителей. В первую очередь мы заинтересовались поступлением доходов от акцизов на алкоголь. И обнаружили, что у нас с каждым годом объем собираемых акцизов снижается.

– Меньше потреблять спиртного стали?

– Ну это нашей стране не грозит. Помню, когда я в 1972 году приехал после окончания института в Братск, как раз вышел указ Верховного Совета РСФСР по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Потом будут и другие указы, вплоть до запретительных мер. Результат вы сами знаете. Виновниками же падения акцизных сборов, как выяснилось, являются сами производители спиртного.

– Уклоняются от уплаты?

– Напрямую уклониться фискальные органы не дадут, но был придуман ряд уловок. Например, уплатить акциз, а затем потребовать его вернуть на том основании, что заказчик возвратил продукцию на склад производителя по каким-то там причинам. Понятно, что никто ее не возвращал, переместились только бумаги. Нет, сказали мы, так дело не пойдет. Отказались от вашей продукции – предъявляйте штрафные санкции, а больше вычетов из уплаченных акцизов не будет. Пресекли мы и практику брать в аванс акцизную марку: мол, получим доход – тогда и рассчитаемся. Благодаря всем этим заградительным мерам сбор акцизов за 10 месяцев прошлого года возрос на 46 млрд рублей.

– Скажите, акцизная марка ограждает рынок от проникновения контрафактной алкогольной продукции?

– К сожалению, нет. Сегодня не затрудняет труда приобрести фальшивые акцизные марки в неограниченном количестве. Их печатают и в Турции, и в Китае. Я совместно с двумя моими коллегами по Совету Федерации подготовил законопроект, который получил положительный отзыв правительства, а в скором времени будет рассматриваться в Госдуме. В нем мы предлагаем ввести уголовную ответственность за нелегальную реализацию алкогольной продукции с помощью фальшивых акцизных марок. Первоначально мы вообще предложили приравнять подделку акцизной марки к подделке денежных знаков. Нам сказали: это чересчур крутое наказание.

– Как я знаю, вы один из инициаторов еще одного законопроекта, направленного на ужесточение оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

– Действительно, такой законопроект нами подготовлен и сейчас проходит экспертизу в правительстве. Он достаточно обширен, я назову лишь несколько фрагментов. Поскольку, как выяснилось, учет производства спирта, особенно медицинского, у нас поставлен из рук вон плохо, необходимо цистерны оборудовать системой отслеживания типа ГЛОНАСС, чтобы они не терялись в пути и не попадали на подпольные заводы. Не секрет, что нелегальный спирт идет к нам тоннами из стран ближнего зарубежья, особенно из Белоруссии и Казахстана. Мы предлагаем ограничить его провоз пятью литрами, а также запретить продажу алкоголя и спиртосодержащей продукции через интернет. Все эти меры, надеюсь, снизят вероятность повторения иркутской трагедии.