Нечистые очистные

Реконструкция канализационно-очистных сооружений (КОС) в Слюдянке и расширение КОС в поселке Култук должны пройти все необходимые экологические экспертизы и запускаться только после тестовых испытаний с участием независимых лабораторий. К такому выводу пришла Западно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура по итогам проверки работы действующих очистных в Слюдянском районе, в ходе которой были выявлены различные нарушения и факты загрязнения озера сточными водами. Мероприятия по реконструкции КОС предусмотрены федеральной целевой программой по охране озера Байкал, и недопустимо, чтобы деньги были потрачены впустую. Судя по ненадлежащей работе инженерных сооружений, в прошлом так оно и было.

Мы помним, как все начиналось

Начиналось все красиво. В ноябре 2010 года в Слюдянке под звуки оркестра запускали в эксплуатацию обновленные канализационно-очистные сооружения города. Необходимость в их модернизации возникла давно, но денег на эти цели не было. В 2008 году на юге Байкала случилось сильное землетрясение. Очистные в Слюдянке совсем расшатались, и средства на приведение их в порядок нашлись в региональном бюджете – без малого 232 млн рублей.

IMG_2506Спустя два года на торжествах по случаю открытия со сцены звучало, что комплекс КОС способен проводить очистку стоков объемом до 6 тыс. кубометров в сутки без применения каких-либо химикатов, что, по заверению разработчиков проекта, покрывало потребности города с лихвой. А процесс очистки представлялся журналистам как супер-экологичное ноу-хау.

«Уникально то, что здесь только биологическая очистка двухступенчатая. Обеззараживание делается без применения хлора – ультрафиолетом. Это новая технология, новые подходы, которые позволяют нам добиваться качества очистки воды до 98% по взвешенным веществам и 92–95% по иным веществам», – рассказывала иркутским репортерам Ольга Гайкова, которая тогда занимала должность министра природных ресурсов и экологии Иркутской области. После чего гости церемонии во главе с тогдашним губернатором Прибайкалья Дмитрием Мезенцевым расписались на воздушном шаре с надписью «Мы за чистоту Байкала» и выпустили его в небо в честь праздника.

Очистные в Слюдянке работают с нарушениями не первый год

Вероятно, все бы и прибывали дальше в счастливом неведении, если бы не лимнологи. Ученые Лимнологического института СО РАН по долгу службы обязаны проводить мониторинг состояния Байкала. Брали пробы они и в устье реки Похабиха – притоке Байкала, куда стекают стоки очистных Слюдянки. Результаты исследований из года в год беспокоили представителей научного сообщества. Проводила там проверки и Западно-Байкальская прокуратура. Начиная с 2014 года она выявляла нарушения в работе этих КОС, основываясь на данных уже другой лаборатории – ЦЛАТИ.

В итоге выяснилось, например, что у предприятия, эксплуатирующего очистные, почему-то отсутствует надлежащая разрешительная документация на сброс сточных вод. А она нужна, дабы заложенные в ней нормативы качества очистки вод сверить с реальными данными исследуемых проб. Чтобы эксплуатант получил-таки эти документы, прокуратуре пришлось добиваться этого через суд. Ответчики, как могли, тянули дело.

– В Слюдянке, когда рассматривался первый иск, началась свистопляска с эксплуатантами. Один быстро ликвидировался, сменил название. Потом другой ответчик куда-то исчез. А новые организации не несут ответственности за то, что было до них. Представители и давали устные пояснения, мол, мы не знаем, что было до нас. Хотя, может, менялась только вывеска. Тем не менее суд по нашему требованию обязал эксплуатирующую организацию обеспечить качественную очистку сбрасываемых вод, – говорит Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Алексей Калинин.

IMG_2485Пока шли судебные баталии, на Байкале продолжались исследования. Летом 2016-го в Иркутскую область приезжала группа лимнологов из страны Восходящего солнца – президент Лимнологического общества Японии Масуми Ямамуро. У нее были современные тестеры на определение в воде металлов. В фильме телеканала «Культура» «О Байкале начистоту» рассказывается об этой экспедиции. В кадре госпожа Ямамуро проводит отборы проб воды в Похабихе: «Аммоний, фосфаты, нитраты. Все зашкаливает. Более 10 миллиграммов – это ужасно. Я никогда в жизни не видела такие высокие концентрации», – вздыхает японка.

Она проводила химические исследования. А о результатах микробиологических анализов отчитывались тогда ученые Лимнологического института. По одному из показателей – общим колиформным бактериями – фиксировалось превышение в 30 раз. Но тогда на фильтрах еще можно было подсчитать визуально число колоний кишечных бактерий. В этом году считать эти колонии оказалось непросто – так их много.

На новые КОС уже даже не пройти

Август 2017-го. По Байкалу с особой миссией ходит флагман флота Лимнологического института – научно-исследовательское судно «Академик В.А. Коптюг». На борту экспедиционный отряд во главе с директором института Андреем Федотовым и участники проверки Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры. У лимнологов, прокуроров, сотрудников Байкальского управления Росприроднадзора, журналистов общая задача – посмотреть, как соблюдается природоохранное законодательство при осуществлении сброса коммунальных отходов на побережье и акваторию Байкала. Особое внимание уделено притокам озера.

Вот и знакомая Похабиха. Камни на дне поросли нетипичной водорослью спирогирой. Она не причина, а следствие. Спирогире здесь особенно комфортно. Из Похабихи поступает много «вкусного» для новой нитчатой «хозяйки» эти мест. А доставкой ее рациона занимаются те самые очистные сооружения Слюдянки. Разглядеть их несложно. Два биореактора открытых в 2010 году городских КОС внешне чем-то напоминают емкости для хранения нефтепродуктов.

– Там вы пробы воды не сможете взять. Залазить туда по технике безопасности нельзя. Там все шатко. Это такое наше «секретное оружие» – ракеты, – иронизирует охранник объекта, наводя мысли о «навозных бомбах» из мира Гарри Поттера. Но всем не до шуток.

IMG_2483Здесь расположены как новые, городские очистные, так и старые КОС – «Квартал», которые в прежнюю программу модернизации инженерных сооружений в Слюдянке не попали. По идее стоки «квартальных» КОС должны быть грязнее, чем те, что идут из «городских». Но даже визуально жидкость из второй трубы оказывается мутнее и запашистее.

Следом направляемся к трубам, из которых стоки идут в Похабиху. Ради любви к истине научный сотрудник лаборатории гидрохимии и химии атмосферы Лимнологического института СО РАН Наталья Жученко смело берет на приступ мокрый узкий мосток, чтобы попасть на тот берег. Ведь пробы нужно взять в нескольких местах – выше и ниже по течению реки. За ней с оборудованием в руках преодолевают преграды младший научный сотрудник лаборатории водной микробиологии Юлия Штыкова и ее коллега Елена Суханова. С помощью метода мембранной фильтрации микробиологи определят количество бактерий, которые могут вызывать кишечные инфекции у человека.

И уже через несколько дней, после того, как в лабораториях «Коптюга» и самого института были готовы предварительные анализы, Юлия Штыкова рассказала нам о неутешительных выводах, сделанных по итогам экспедиции в Слюдянку в части микробиологических исследований:

– Анализ мы проводили в соответствии с методическими рекомендациями, засевали определенные объемы для обеззараженных сточных вод. Все наши фильтры, на которые мы фильтровали очищенную обеззараженную сточную воду, заросли бактериями сплошным ростом. А вообще их должно быть не более 100 в 100 миллилитрах. А там их явно больше, то есть воды не обеззаражены. И это относится как к старым, «квартальным», так и к новым, «городским» ОС.

Если в прошлом году ученые насчитали там в 100 миллилитрах 2050 колониеобразующих единиц общих колиформных бактерий, то сейчас этот показатель составил 2630 единиц. Кроме того, в пробах воды в Похабихе, взятых ниже сброса, хорошо видно, что показатели по общим колиформным бактериям превышены в пять раз, по термотолерантным – в шесть раз, есть превышение и по энтерококкам. В устье Похабихи также выявлено много энтерококков, превышены и общие колиформные бактерии. Результаты химических исследований пока обрабатываются.

Колиформные бактерии относятся к группе кишечных бактерий. Это санитарно-показательные микроорганизмы, используемые для санитарно-эпидемиологической оценки воды. Микробиологи ищут общие колиформные бактерии (ОКБ), подсчитывают их и из них идентифицируют термотолерантные колиформные бактерии (ТКБ), которые являются показателем свежего фекального загрязнения. ОКБ показывает, насколько технологически очищена вода. Само присутствие ТБК и наличие еще одного показателя – энтерококков, также говорит о том, что в воду поступают свежие фекальные загрязнения.

Из очистных Култука грязь можно разнести повсюду

На следующий день тем же экспедиционным составом были проверены очистные сооружения в поселке Култук. Не первый год исследования фиксируют загрязнения на реке Култучная и даже в так называемой сублиторальной зоне озера – прибрежной экологической полосе дна Байкала – на расстоянии от 100 до 500 метров от устья Култучной. На этот раз там, например, зарегистрировано превышенное содержание термотолерантных колиформных бактерий. Как бактерии, свидетельствующие о свежих фекальных загрязнениях, попадают в Байкал, еще предстоит выяснить. Сами КОС расположены более чем в километре от берега. Да и стоки они сливают не в реку, а в негерметичные пруды – болотца, в которых вода испаряется и дренирует в почву. А ученые говорят: фильтрующее свойство почв не безгранично.

Сейчас же мы видим, что поля фильтрации никак не ограждены. По пути к точкам отбора проб мы замечали даже места пикников – костровища с пустыми бутылками. Кое-где обнаружились следы машин, в том числе съезжавших к реке. Получается, что любую заразу отсюда легко могут разнести по округе люди или домашние животные. Эти и другие нарушения потребует устранить прокуратура.

КОММЕНТАРИЙ

Алексей Калинин, Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор:

– Мы внесем необходимые представления в адрес эксплуатанта КОС и в администрацию муниципалитета. В случае их неудовлетворения будут поданы исковые требования. По предположению прокуратуры, негативное состояние побережья в Култуке связано с тем, что происходит дренирование сточных вод из прудов-отстойников в акваторию озера Байкал. Если в той же Слюдянке на новых очистных изначально предусмотрено обеззараживание ультрафиолетом, то в Култуке такой стадии вообще не было предусмотрено. Здесь нет и стадии механической очистки.

В текущем году, по предварительной информации, заложено финансирование на реконструкцию данных очистных сооружений с целью увеличения мощности в два раза с 300 куб. м до 600 куб. м, сбрасываемых на почву вод. Это связано со строительством двух заводов по розливу воды в поселке Култук. Но тут мы должны обратить внимание, что если пробы будут негативными, и реконструкция лишь приведет к увеличению мощности, а не к улучшению качества очистки, то ситуация для Байкала будет еще более страшная. Поэтому этот проект должен пройти экологическую экспертизу. Мы проверим, что он действительно прошел ее, проверим и саму экспертизу, поскольку в отличие от советских требований, по новому Водному кодексу РФ, в водоохранной зоне Байкала сброс сточных вод на почву, на эти поля фильтрации запрещен. Сейчас бы такие ОС нельзя было бы построить и ввести их в правовое поле, соответственно, реконструкция и ввод подобных очистных противоречит законодательству.

Что касается КОС Слюдянки, то нами также будет принят ряд мер прокурорского реагирования. Мы обязательно запросим ту документацию, в которой отражены планы эксплуатанта очистных по достижению качественных показателей очистки. Они работают некачественно, и предприятие по закону должно ежегодно разрабатывать экстренные планы для того, чтобы исправить ситуацию, достичь плановых показателей и ежегодно же получать разрешение на сбросы загрязняющих веществ уже с подтверждением того, что эксплуатантом принимаются меры, чтобы улучшать ситуацию. Это требования закона об охране озера Байкал.

Нам известно, что по заявке правительства на 2017–2018 годы предусмотрена реконструкция этого комплекса сооружений и уже даже получены федеральные денежные средства. В связи с этим очень важная задача сейчас – не повторить ситуацию, которая была в 2010 году, связанная с ненадлежащей реконструкцией очистных. Реконструкция должна быть идеальной. Мы хотим сами поприсутствовать на стадии приемки работ вместе с представителями Байкальского управления Росприроднадзора. Данный вопрос с руководителем ведомства уже согласован. Надо посмотреть, насколько все стадии регламентированы. Кроме того, после реконструкции очистных в Слюдянке в обязательном порядке должны быть проведены тестовые испытания с привлечением независимой лаборатории. Если эксперты скажут, что результаты проб соответствуют нормативам и плановым показателям, то только после этого должен быть подписан акт о вводе объекта в эксплуатацию. Действия же должностных лиц, которые принимали новые очистные сооружения в Слюдянке в 2010 году, также будут проверены. Это относится к проектной организации и к застройщикам.