06 сентября 2017

Главное – пробиться к душе ребенка

Санкт-Петербургский Большой театр кукол побывал с гастролями в Иркутске. Спектакли проходили в областном театре кукол «Аистенок» со 2 по 5 сентября в рамках федеральной программы «Большие гастроли».

В столице Приангарья петербуржцы представили три спектакля. Открыла гастроли постановка «Сто сорок ударов в минуту». Над ней работал молодой режиссер Денис Казачук. Он создал необычный спектакль практически без слов. С помощью кукольного, драматического и пластического языка актеры рассказывают детям, что мир природы чудесным образом созвучен ритму их маленьких сердец.

– Сердце маленького ребенка бьется с частотой сто сорок ударов в минуту. В мире природы многие явления происходят также быстро. Например, стрекочет кузнечик, бегают муравьи, летают бабочки и стрекозы, трепещут листья на ветру и бьются друг о друга стебли тростника. И пока человек сохраняет связь с природой, ему открыто нечто большее! – уверен режиссер, актер Большого театра кукол Денис Казачук.

2C3A6862Сказка в одном действии «Колобок» не менее интересна. Это получасовой камерный спектакль, адресованный самым маленьким зрителям. Режиссер Руслан Кудашов и художники Андрей Запорожский и Алевтина Торик поместили действие знакомой с детства сказки в мир деревенской избы с его культом домашнего рукоделия. На фоне разноцветных домотканых ковриков вращается огромное колесо прялки, которое становится центральным игровым пространством. После представления детей ждала интерактивная программа: маленьким зрителям разрешалось заглянуть за кулисы, подержать в руках кукол, примерив на себя роль кукловода.

В заключительный день гастролей, 5 сентября, был показан «Холстомер» в постановке Руслана Кудашова. Трогательная марионетка с утонченной пластикой и огромными человеческими глазами оказывается единственным живым существом среди абстрактных образов конюха, гусарского офицера, его любовницы. Люди в этом спектакле подчеркнуто обезличены – безголовые фигуры в костюмах.

В каждом спектакле гастролеров сочетаются верность лучшим традициям и современная режиссура.

– Мы считаем, что современный кукольный театр способен вместить в себя разные жанры, приемы, инструменты, преследуя одну цель – пробиться к душе ребенка, заставить его задуматься. Мне кажется, наш театр трогает сердца. Он обращен к душам тех, кто приходит в зал, и проникает в души, – признался Александр Калинин, директор Большого театра кукол.

По его словам, задача труппы – развеять стереотипы о профессии кукольного актера:

– С советских времен у людей сложился стереотип, что кукольный театр – это ширмочка, над ней куколка, за ширмочкой сидит артист, не попавший в драму, и орет неприятным голосом: здравствуйте, детишки! На самом деле кукольное искусство обладает еще большим набором образных инструментов, чем даже драма. И в своей работе мы старались отразить это.

Федеральная программа «Большие гастроли», в рамках которой состоялся приезд Санкт-Петербургского театра кукол, начала действовать в 2014 году. Ведущий аналитик министерства культуры и архивов Иркутской области Алексей Худяков отметил, что в период СССР при министерстве культуры существовал специальный отдел, который занимался вопросами именно гастрольной деятельности. Когда его закрыли, театры регионов стали редко выезжать в другие города. Появление федеральной программы «Большие гастроли», которую поддерживает правительство Иркутской области, он считает своевременной:

– Это дает актерам возможность обмениваться опытом с театралами из других регионов, а зрителям – увидеть лучшие постановки ведущих театров страны. Спектакли, уже завоевавшие зрительское признание, и премьеры.

После гастролей в Иркутске артисты Большого театра кукол отправились в Улан-Удэ. В память о своем приезде в столицу Приангарья петербуржцы посадили клен у здания «Аистенка». В будущем на этой территории должна появиться целая аллея деревьев, высаженная театралами из разных городов.

Другие материалы