Геннадий Истомин: Депутат обязан быть государственником

Ротация в Законодательном Собрании достаточно высокая: редко кто там задерживается больше двух-трех сроков. Геннадий Истомин – единственный депутат областного парламента всех шести созывов, начиная с момента его создания в 1994 году. Впечатляет и его послужной список – он возглавлял комитет по бюджету, был заместителем председателя ЗС и даже спикером Собрания. Неудивительно, что наш разговор начался с выяснения мотивации людей, идущих во власть.

 Стиль поведения

– Вам приписывают фразу: «В политику случайно не приходят». Насколько это верно?

– К сожалению, как показало последнее время, в политику пробивается много случайных людей. Поэтому я бы так сказал: в политику случайно не приходят, а если приходят, то надолго не задерживаются. Ни в законодательных органах, ни в исполнительной власти. Их само время выбрасывает на обочину.

– Не по Сеньке шапка?

– Я всегда говорил: если ты намерен баллотироваться в депутаты, то должен помнить: с момента избрания твоя жизнь кардинально меняется – тебя разглядывают под микроскопом. Любой твой шаг, любое деяние – в фокусе внимания. Когда ты простой рядовой гражданин, мало кто обращает внимание: куда ты ездишь, на чем ездишь, что привез домой. Но если ты, будучи депутатом, привез машину обычных дров, то уже взят на заметку: откуда, как, не левым ли путем. Человек, который избирается депутатом, должен понимать, что эти ограничения он получает вместе с депутатскими обязанностями. И должен вести себя соответственно.

– Ну, это на районном уровне, а кто тебя там видит, когда ты депутат Законодательного Собрания или член правительства?

– Ну, не скажите. Люди очень внимательно относятся к публичным личностям: и к депутатам, к членам правительства. Анализируют их действия, поступки, даже манеру поведения. Они не на слова смотрят, а на твои действия. Что ты за человек, как себя ведешь, как защищаешь интересы области. Это тот невидимый груз, который ощущает любой депутат. По крайней мере, должен ощущать.

 Не делить деньги, а зарабатывать

– Вы много лет возглавляли комитет по бюджету, и было бы закономерно войти в этот комитет в нынешнем созыве, но вы выбрали комитет по собственности и экономической политике. Чем вызвано изменение ваших пристрастий?

– Действительно, комитет по бюджету, наверное, мне был бы ближе, я эту сферу изучил неплохо. Но я специально не пошел туда. Нынешняя председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова достаточно хорошо освоила тонкости бюджетного законодательства, и ей опекун не нужен. Комитет же по собственности и экономической политике ведет многоплановую деятельность. На нем замыкается работа многих министерств: жилищно-коммунального хозяйства, лесного комплекса, строительства, имущественных отношений. Делить деньги желающие всегда найдутся (смеется), а вот их заработать, заставить министерства трудиться над увеличением доходов – это, на мой взгляд, более интересное и важное занятие.

– И потому ваш комитет ополчился на бедную «Корпорацию развития Иркутской области»?

– Точно, три года жила припеваючи на банковские проценты с 2 млрд рублей, которые ей были переданы из бюджета, не родив ни одного проекта. Шесть директоров сменилось – и никакого прогресса.

– Кое-кто из депутатов предлагал даже забрать деньги у бесплодной корпорации и зачислить их в расходную часть бюджета.

– Я был категорически против этого. Проесть деньги – дело нехитрое. Нужно заставить корпорацию выполнять свое предназначение – развивать экономику области, двигать ее вперед. И для этого мало даже тех двух миллиардов, что ей отпущены, надо бы больше. Не привлекая отечественных и зарубежных инвесторов, мы не сможем наращивать наш доходный потенциал.

– Корпорация жалуется, что не может найти достойных проектов. А ведь с помощью корпорации могла бы осуществиться ваша старая идея о развитии собственной базы стройиндустрии.

– Совершенно верно. Точек приложения очень много: и стройиндустрия, и производство товаров бытового назначения, и фармацевтический кластер… А возьмите машиностроение. Кроме авиазавода, по большому счету, у нас никакого машиностроения в области и нет. Вот бы корпорации сесть вместе с авиастроителями и посмотреть: а какие малые предприятия или средний бизнес должны быть созданы по поставкам комплектующих для будущих самолетов. На Западе ведь так и делается: вокруг мощных заводов разбросана сеть малых предприятий, выполняющих их заказы. Я бы на месте корпорации начал с анализа: какой ассортимент продукции мы завозим из других регионов, в каком объеме и что мы можем выпускать у себя, в том числе используя межрегиональные связи с Бурятией, Красноярским и Забайкальским краями.

– Будем думать, что корпорация последует вашим советам, но пока она вкладывает деньги в строительство диагностического центра в Братске. Насколько это целесообразно?

– То, что Братску и всем прилегающим к нему северным территориям крайне необходим свой диагностический центр – тут двух мнений быть не может. Иркутского уже не хватает, да и людям ездить далеко. И мы согласились с предложением корпорации выделить на его строительство 300 млн рублей, прекрасно понимая, что это не инвестиционный проект, а более социальный, который, в общем-то, не отвечает целям и задачам корпорации. Его финансировать, коль в нем возникла нужда, должен областной бюджет. Но раз в портфеле корпорации нет ничего более достойного, пусть вкладывают деньги в диагностический центр. Надо же с чего-то начинать.

 Стратегия не догма, а отправная точка

– Года два депутаты наседали на правительство, требуя предоставить стратегию развития Иркутской области. Наконец документ появился. И был депутатами отправлен на доработку. Чем он не угодил?

– Лично я был за то, чтобы стратегию утвердить. Да, она не такая, может быть, амбициозная, как у Татарстана, но стратегия – не догма, она принимается в виде закона, в нее можно вносить изменения. Отказ от принятия – это затяжка времени. Кардинально ее переделать, думаю, нереально. Но приняв ее, мы бы имели отправную точку для дальнейшей работы. Могли потребовать от правительства подготовки плана ее реализации по каждому направлению. И тогда бы этот год не потеряли. У депутатов появилась бы возможность контролировать правительство, как оно осуществляет стратегию на практике.

– Под эгидой вашего комитета находится не только экономика, но и областная собственность. От нее есть какая-то существенная прибавка бюджету?

– Не всегда. Анализ, проведенный комитетом, показал, что ряд предприятий и акционерных обществ, в которых есть доля области, не только не приносят прибыли, но и работают в убыток. Это и тепличный комбинат «Искра», и автоколонна 1880, и ряд других предприятий. Мы приняли меры, и сейчас там совершенно другое положение дел. Подвергли изменению и ежегодный отчет правительства об управлении областной собственностью. На наш взгляд, он был слишком поверхностный, не дающий точного представления об эффективности работы предприятий. Мои коллеги, Эдуард Дикунов и Владимир Чеботарев, разработали более детализированную форму отчета. Она, конечно, более сложная для правительства, но и более объективная, позволяющая взвешенно оценить вклад каждого акционерного общества в областную казну.

– Судя по тому, что ваши коллеги не только принимают, но и создают законы, у вас в комитете сложилась грамотная команда.

– Там собрались действительно не случайные люди. Каждый член комитета – первоклассный эксперт в том или ином вопросе. Директор Иркутского авиазавода Александр Вепрев прекрасно разбирается в машиностроении, бывший директор Иркутскэнергосбыта Сергей Бабкин – в энергетике, Владимир Чеботарев – строитель, он каждый день крутится в этой среде и знает все плюсы и минусы… Да и все остальные, начиная с нашего председателя Ольги Носенко, очень компетентные люди, способные выставить правильную оценку принимаемым законам и поправить их, когда они начинают давать сбой. Важно и то, что все члены комитета относятся к своим обязанностям по-государственному. Я ни разу не видел, чтобы кто-то из членов комитета проталкивал свой бизнес-проект. Люди, приходящие во власть, должны быть государственниками. Мы этого принципа придерживались в прежние годы, и все попытки найти щель в бюджете и затащить туда свой бизнес пресекали на корню.

 Нет критики – есть работа

– Критика правительства, исходящая от вашего комитета, это…

– Это работа. Нельзя заглаживать острые моменты. Я уже работаю с седьмым губернатором и всегда открыто высказывал и высказываю свою позицию по развитию экономики.

– Как вы оцениваете деятельность Сергея Левченко?

– Положительно. Он государственник. Для меня это принципиально важно. То, что сейчас делается, делается для развития области, для развития всех политических процессов. По многим вопросам он принимает решения, которые обязан принимать государственный чиновник. Он проявляет требовательность, спрос, и совершенно правильно поступил, отправив в отставку мэра Вихоревки, заморозившего поселок. Каждый мэр, когда идет избираться, берет на себя ответственность за решение всех проблем, которые возникают на территории. А если мэр забыл об этом, ему не место на этом посту. Но, обратите внимание, мэр не стал стрелочником, на которого свалили всю вину: уволен был и министр жилищно-коммунального хозяйства за несвоевременное принятие мер. То есть соблюден принцип консолидированной ответственности, что вызывает уважение.

– Все шесть созывов вы избирались в Законодательное Собрание не по партийным спискам, а по одномандатным округам. Это, как я понимаю, намного сложнее?

– Еще бы. Это в первую очередь другая ответственность перед людьми. Ты же не прячешься за чьи-то спины, за партийные программы, а говоришь со своими избирателями напрямую. И должен владеть информацией, быть готовым ответить на любой вопрос. Не обещать напропалую: я все сделаю, я все беды разведу руками, а точно взвесить свои возможности. Чтобы потом не говорили: а, болтун, наобещал с три короба, а сам и пальцем не пошевелил. Это раз может прокатить, а потом тебя избиратели и на пушечный выстрел не подпустят к депутатскому мандату.

У каждого района свои сложности

– Вы депутат сразу от трех районов: Ольхонского, Слюдянского и Иркутского. Какой из них самый проблематичный?

– У каждого района свои сложности. Ограничения, связанные с особой экологической зоной, куда попал Ольхонский район, сильно тормозят его хозяйственное развитие. Нет даже возможности организовать полигон для вывозки мусора, который буквально заполонил побережье Байкала. А ведь нам потомки не простят, если мы не убережем в первозданной чистоте чудо-озеро. Мы неоднократно встречались с председателем комитета по экологии Госдумы Николаем Николаевым, проводили совещания на эту тему, и он взялся за разрешение многих накопившихся проблем.

– Вопросы экологии, наверное, не менее остро стоят и перед Слюдянским районом?

– В особенности их много по Байкальску. К сожалению, до сих пор нет ясности со строительством в городе ТЭЦ и началом работ по переработке лигнина, решения по которым должны приниматься на федеральном уровне. В то же время вызывает удивление скоропалительное решение о создании в Култуке производства по розливу байкальской воды. Кто-то пролоббировал в российском правительстве эту идею, вбухали более 200 млн рублей в прокладку дороги и канализации, и все впустую. Дорога, которая никуда не ведет. А для строительства в Слюдянке второй очереди физкультурного комплекса, который я уже какой год пробиваю, денег не хватает. Как и на создание технопарка.

– Вы недавно отметили свое 65-летие. Возраст депутату не помеха?

– Было бы желание работать, а возраст… Я его пока не замечаю. По-прежнему катаюсь на беговых и горных лыжах, играю в теннис и волейбол.

 

Досье

Геннадий Васильевич Истомин родился 4 июля 1952 года в селе Баяндай Иркутской области в рабочей семье: отец – шофер, мать – продавец в магазине. После окончания в 1973 году Иркутского политехнического института (металлургический факультет) был направлен на Братский алюминиевый завод. За пять лет прошел путь от электролизника до мастера электролизного цеха. Участвовал в строительстве алюминиевого завода в Арабской Республике Египет.

С 1982 по 1991 годы работал в партийных органах и органах исполнительной власти Братска. Избирался депутатом районного и Братского городского совета народных депутатов. С 1991 года возглавлял АО «Торговый дом «Братский».

В 1994 году был избран депутатом Заксобрания Иркутской области, где до 2013 года работал на постоянной основе председателем комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, зампредседателя, а затем председателем ЗС. Член ВПП «Единая Россия».

Геннадий Истомин удостоен званий «Почетный гражданин УОБО» и «Почетный гражданин Баяндаевского района». Он награжден почетным знаком «За заслуги перед Иркутской областью», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.