Культура не является услугой

В этом году участие в литературных вечерах «Этим летом в Иркутске» вновь принял советник президента России, председатель Совета по русскому языку при президенте РФ, журналист Владимир Толстой – потомок известного писателя. Он уже неоднократно бывал в Иркутске. И причина тому, по его словам, личность Валентина Распутина, с которым он был знаком долгие годы. О важных изменениях в культурной сфере он рассказал газете «Областная».

– Владимир Ильич, есть ли в нашей стране литературные вечера, подобные иркутским?

– Есть ежегодные Яснополянские чтения. Туда приезжают 50–60 писателей на пять-шесть дней, и все это время там идет интенсивное публичное общение. Писатели говорят о проблемах, которые их волнуют сегодня и которые волновали Льва Николаевича Толстого в свое время. Это очень актуальный разговор о литературе и о жизни. Кстати, многие участники пересекаются с теми, которые приезжают на иркутские литературные вечера. Среди них Валентин Курбатов, Алексей Варламов, Михаил Кураев, Игорь Золотусский и многие другие.

– Почему вы, несмотря на занятость, стараетесь всегда приезжать в Иркутск на литературные вечера?

– Это, конечно, связано с личностью Валентина Григорьевича Распутина. Первый раз я приехал в Иркутск корреспондентом молодежного журнала «Студенческий меридиан» в 1983 году. Мне было 20 с небольшим лет, Валентин Григорьевич очень тепло меня принял и пригласил поехать вместе с ним в гостиницу в Листвянке, где он работал. Мы несколько дней прожили бок о бок, гуляли по ледяному Байкалу, ведь это был март. Тогда у нас сложились очень теплые отношения, которые потом поддерживались всю оставшуюся жизнь короткими письмами, не частыми, но очень важными для меня встречами. Распутин – очень близкий и важный для меня человек, поэтому я был здесь, к сожалению, и на его похоронах, приезжал на годовщину его смерти в марте и, естественно, поскольку эти вечера посвящены ему, я не мог остаться в стороне. Стараюсь приезжать сюда со своей семьей.

– А как вы относитесь к творчеству писателя?

– Мне довольно сложно отделить мое человеческое отношение к нему от восприятия его литературных произведений. Я всегда восхищался его человеческими качествами: порядочностью, скромностью, простотой в общении. И я искренне люблю все, что он написал – от серьезных произведений до небольших рассказов. Самый щемящий из них – «Что рассказать вороне?», где Валентин Григорьевич пишет о своей пятилетней дочке, о трагической судьбе которой мы все знаем. И невозможно отделить одно от другого, поэтому для меня его произведения – совершенно особенное чтение. Ценно и то, что у него нет выдуманных героев, это всегда люди, которых он знал, и поэтому они запоминаются. Большой писатель тем и отличается от всех остальных, что его героев ты никогда ни с кем не спутаешь. Точно так же, как Наташа Ростова, Пьер Безухов, Андрей Болконский, герои произведений Валентина Распутина остаются с тобой, как реальные люди, словно ты с ними проживаешь жизнь. В этом и есть величина писателя.

– Что вы можете сказать о публике, которая собирается на литературные вечера?

– Очень хорошие зрители, с которыми есть возможность разговора по душам. Мы не читаем лекции, не рассказываем прописные истины, а просто пытаемся поделиться своими мыслями, чувствами, болью и в то же время понять, что волнует людей. Важно, что зрители задают глубокие, содержательные вопросы, которые интересны тем, кто на них отвечает. Это высокое качество общения.

– Как вы решились возглавить сначала Совет президента по культуре, а потом еще и по русскому языку?

– Почти 20 лет я возглавлял Яснополянский музей. На одной из встреч музейных руководителей с Владимиром Владимировичем Путиным, после моей очень критической и страстной речи, он предложил мне стать его советником в вопросах культуры. Уже дальше возникли все другие полномочия – секретарь Совета по культуре, потом был создан Совет по русскому языку, и мне было поручено его возглавить. После была переформатирована работа Фонда кино, и я возглавил попечительский совет.

Моя сегодняшняя работа не такая заметная, и она на перспективу, в том числе и длительную. Но с другой стороны, я осознаю, насколько могло бы быть хуже, если бы мы этого не сделали. Удалось предотвратить множество негативных вещей, которые могли бы случиться. Если вы даже посмотрите на выступления президента с 2012 года на тему того, что говорилось о культуре, и сравните с прошлым пятилетним периодом, то вы эту разницу почувствуете. По крайней мере, декларативно культура занимает гораздо большее место, чем это было в 1990–2000 годы.

– Но есть ведь и реальные изменения?

– В 2014 году указом президента удалось принять очень важный закон «Основы государственной культурной политики РФ». Умный, хороший, но пока не реализуемый, потому что для этого нужно в корне изменить всю систему государственного управления. Даже структуру правительства, потому что «Основы…» говорят о том, что культура и культурные блага не являются услугой. И в этом смысле наша сфера не часть социального блока. Она самоценна, пронизывает всю жизнь общества и не является только прерогативой культурного ведомства. Это гораздо более глубокая и важная вещь, которая затрагивает фактически весь процесс формирования человека – образование, воспитание, просвещение, СМИ и интернет. В «Основах…» говорится о культуре в широком смысле слова, но этому сопротивляются вся система и действующее законодательство. И чтобы сделать следующие шаги, нужны неимоверные усилия, и мы попытаемся их предпринять сейчас.

– Как вы в целом смотрите на отношение общества к культуре?

– Сейчас в отличие от 1990-х годов другие угрозы. Глобальное изменение информационного поля. Совсем другую роль играет интернет. Стало сложнее ориентироваться, поэтому кажется, что все куда-то ускользает, и главные смыслы где-то растворяются. В глубине души у молодого поколения, кстати, у очень яркого, умного, просто по-другому воспринимающего мир, есть потребность «чистой родниковой воды», хороших отношений. Нужно помочь ее реализовать, а мы должны подсказать, где искать. Но ни в коем случае ничего не преподносить на блюдечке, потому что это будет отвергнуто. Просто показать тропки, которые приведут их к этому, а они пойдут по ним, сами все найдут, и будет хорошо.