Госпрограммам нужны объективные показатели

Тема правительственного часа, включенного в программу 48-й сессии Законодательного Собрания, была посвящена мерам, принимаемым областным правительством по повышению эффективности расходования средств областного бюджета.

Вниманию депутатов был представлены итоги исполнения за минувший год трех из 17 государственных программ: развитие образования, здравоохранения и культуры на 2014–2020 годы. Их доля в общих расходах бюджета, как сообщил зампредседателя областного правительства – министр экономического развития Антон Логашов, составила 49%.

По сравнению с 2015 годом, заявил он, наблюдается улучшение в вопросе исполнения всех трех госпрограмм. Эффективность реализации программы по культуре оценивается в 93%, по образованию – в 93,5%, здравоохранению – 94%.

В ходе исполнения госпрограмм удалось увеличить число участников культурно-досуговых мероприятий почти на 7 тыс. человек, добиться удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг в сфере культуры на 88,6%, увеличить долю объектов культурного наследия, находящегося в удовлетворительном состоянии, до 29,5% от общего количества. До 90% возросла также удовлетворенность населения качеством общего и профессионального образования. В сфере здравоохранения удалось снизить младенческую смертность и смертность от туберкулеза и болезней системы кровообращения.

Первым усомнился в достоверности приведенных данных депутат Геннадий Истомин, посчитав, что они сделаны не на основе статистики, а представляют исключительно оценочные показатели.

– Показатели удовлетворения населения качеством предоставляемых услуг могут быть сделаны только с помощью метода опроса. Проводились такие опросы?

Как объяснила министр образования Валентина Перегудова, на сайте «Открытого правительства» как родители, так и учащиеся могли оценить качество услуг. Эти данные и легли в основу отчета правительства.

– Мы прекрасно понимаем, что на сайте можно сколько угодно поместить положительных отзывов и выдать их за народный глас, – не согласился с министром Геннадий Истомин. – Я считаю, что нынешние показатели необъективны и зависят исключительно от воли чиновников.

Точку зрения Истомина поддержал и депутат Игорь Гринберг, хорошо знающий ситуацию с состоянием культуры в Черемховском районе:

– Там за год дали по две книжки в сельские библиотеки – вот и все, что им досталось от культуры. А вы утверждаете: удовлетворенность культурными потребностями почти на уровне 90%. В самом Иркутске нет нормального киноконцертного зала. Для лучшего понимания ситуации надо было провести сравнение с соседними регионами. И в Красноярске, и в Новосибирске уровень культурной обеспеченности значительно выше. Мы должны объективно оценивать положение дел, чтобы принимать правильные решения, а не хвалить себя.

Этой же темы коснулся и спикер ЗС Сергей Брилка, сказав, что представленные показатели совершенно не соответствуют реальности:

– Зачем вы выдумываете совершенно условные показатели для оценки эффективности? Есть указ президента РФ, постановления правительства РФ, которыми совершенно четко устанавливаются индикативные показатели эффективности органов государственной власти субъектов. Законодатели вместе с правительством стараются повернуть ситуацию в Приангарье в лучшую сторону. Давайте это делать открыто, честно. Без попыток ввести в заблуждение. Люди сами скажут, насколько они удовлетворены.

Антон Логашов согласился с доводами депутатов, сказав, что именно индикативные показатели лягут в основу реализации стратегии экономического развития Иркутской области.

инфограф

Депутат Владимир Чеботарев посоветовал включить в программу образования такие объективные критерии, как количество новых школ, рост мест в учебных заведениях, снижение числа учащихся, обучающихся во вторую смену и т.д. Они бы отражали истинную динамику развития образования. Он также поинтересовался: насколько реален переход к 2025 году, как это предусматривается указом президента РФ, на односменное обучение.

По словам Валентины Перегудовой, задача очень непростая. Сейчас все школы Иркутска, а их 74, занимаются в две смены. Чтобы перевести их на одну смену, необходимо построить не менее 60 школ. И отремонтировать с вводом новых мест порядка 40 образовательных учреждений по области. Пока из федерального бюджета выделено на строительство 600 млн рублей. Этого, конечно, недостаточно. Подготовлено письмо на имя министра образования и науки РФ Ольги Васильевой с просьбой увеличить финансирование.

Депутат Аполлон Иванов поставил под сомнение закрытие малокомплектных школ в селах:

– Миграция из села в город возрастает. Идет убыль населения в сельских поселениях. Но это не повод зарывать там начальные школы и детсады. Надо понимать, что закрытие школы – это приговор деревне.

Как заверила Валентина Перегудова, министерство не собирается совсем ликвидировать малокомплектные школы. Тем более что решение о закрытии принимается только деревенским сходом. Взят курс на присоединение таких школ к более успешным, превращая их в структурное подразделение.

Депутата Геннадия Нестеровича заинтересовал показатель количества объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии. За 2016 год он достиг 29,5% от общего числа. Какая динамика роста этого показателя, и каковы планы по реставрации зданий на ближайшие два-три года, спросил депутат.

Выяснилось, что рост есть и составляет полтора процента, а вот строить планы на будущее затруднительно – все зависит от количества выделенных средств. Подход, по мнению Геннадия Нестеровича, неправильный: «Сначала надо ставить задачи, а под них требовать деньги».

По итогам обсуждения принято постановление Законодательного Собрания с рекомендациями правительству. В частности, как отметила вице-спикер, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова, депутаты предлагают установить такие экономические критерии и показатели исполнения госпрограмм, которые позволили бы провести объективную и бесспорную оценку их эффективности.